Этносфера человечества

Глава 4. НАРОДЫ

В этой главе речь пойдёт о народах (нациях, этносах), о национальных характерах, об отношениях между народами. Речь пойдёт о процессах, протекающих внутри этносферы человечества, в том числе о процессах, приводящих к рождению и гибели народов – о механизме этногенеза.

Вообще-то говоря, изучением, ведением народов должна заниматься наука, под названием «народоведение», что переводится на греческий язык как этнология («этнос» – это народ на греческом языке, а «логос» – ведение). В основе этнологии (народоведения) должна лежать теория народов (теория этносов и этносферы), которая объясняла бы, почему существуют народы, как устроена этносфера человечества, какие процессы протекают внутри неё и к чему, в конце концов, они приведут.

Увы! Обстановка в этнологии типична для гуманитарных наук – там ничего не создано и даже ничего не начато. Есть, конечно, институт этнологии и антропологии РАН, есть научные статьи и диссертации, есть учебники и монографии, однако теории народов (теории этносферы) в науке нет. Наука не может объяснить, почему существуют народы (нации), как они возникли, почему у каждой нации есть свой национальный характер. В науке нет теории межнациональных отношений (не путать с межгосударственными отношениями), поэтому наука не может объяснить, почему одни народы живут в мире и согласии, а между другими идёт непрерывная война. Справедливости ради надо заметить, что наука и не могла создать теорию народов, ибо у неё нет ни фундамента, на котором можно было бы построить теорию, ни инструментов, с помощью которых можно было бы теорию создать: у науки нет ни теории отношений, ни теории характеров, ни теории коллективов.

Из-за отсутствия теории народов в обществе царит вопиющая безграмотность в вопросах народоведения. Например, конституция Российской Федерации 1993 года начинается так:

Словосочетание «многонациональный народ» – это глупость. Народ и нация – это одно и то же. «Многонациональный народ» – это «многонациональная нация». Можно говорить «многонациональное население», но никак не «многонациональный народ». Политики употребляют выражение «российский народ», но никакого «российского народа» не существует. Есть народы России: русские, татары, карелы, чуваши, башкиры, удмурты, буряты, якуты и пр. Но это разные народы, обладающие своим национальным самосознанием, своим национальным характером и своей национальной культурой.

Короче говоря, в этнологии всё надо начинать с самого начала – с создания теории народов (теории этносферы), которая:

Создать теорию народов (теорию этносферы) помогут ролевая теория чувств и отношений вместе с Учением о 7Я (подробности смотри в предыдущих главах этой книги) – собственно они и являются тем фундаментом, на котором будет построена этнология.

Причина, по которой человечество разделено на народы – это стремление любого коллектива к состоянию стабильности. Каждый коллектив стремится стать сложившимися, притёртыми коллективом с устоявшимися отношениями между его членами. Состояние стабильности коллектива достигается при выполнении следующих условий (смотри главу 3, §1, п. «Динамика и стабильность»):

  1. в коллективе 7 членов (7 одушевлённых существ – людей или животных);
  2. каждый член коллектива обладает монохарактером, т. е. одна из 7 ролей абсолютно доминирует в его характере над всеми прочими ролями;
  3. каждый член коллектива находится на своей роли («на своём месте»), т. е. занимаемая человеком роль соответствует доминанте его характера.

Такое состояние стабильности достигается лишь в пределе стремления в условиях абсолютной изолированности коллектива, что бывает редко. Жизнь вносит динамику. Любой коллектив – это динамически меняющаяся система: люди рождаются и умирают, приходят в коллектив и уходят из него, характеры людей с возрастом меняются. Но коллектив всё равно стремится к состоянию стабильности. Стремится – это ещё не значит, что достигает, но всё же стремится.

Каждый коллектив стремится довести себя до целостности – до 7Я. Если в коллективе членов меньше, чем 7, то коллектив стремиться приобрести членов на вакантные роли со стороны, а если число членов в коллективе больше, чем 7, то коллектив стремится избавиться от лишних членов.

Распределение членов по 7 ролям, по 7Я – это цель, к которой стремится любой коллектив, как большой, так и малый. Каждый большой, многочисленный коллектив тоже стремиться довести себя до 7Я – он стремится к тому, чтобы состоять из 7 подколлективов, из 7 компаний, из 7 групп, из 7 семей. В большом коллективе выделяются маленькие подколлективы – компании друзей и приятелей. При этом каждый подколлектив большого коллектива стремится стать сложившимися, притёртым коллективом – т. е. стремятся превратиться в 7Я. В итоге, большой коллектив стремиться к тому, чтобы состоять из 7 (семи) семей. Кроме того сам этот большой коллектив является частью ещё большего коллектива, который тоже стремиться к тому, чтобы состоять из 7 коллективов.

Именно благодаря такому механизму разделения коллективов по 7 ролям (по 7 Я) возникали и развивались родоплеменные структуры – кланы, жузы, тейпы и пр. Семьи, разрастаясь, становились родами, а роды – вырастали в племена.

Коллектив – это система. А системы состоят из подсистем и входят в состав надсистем. Подсистемы, системы и надсистемы – это уровни системной иерархии. В мире коллективов тоже существует системная иерархия: каждый большой коллектив состоит из маленьких подколлективов и, в свою очередь, входит в состав ещё большего коллектива (надколлектива). Каждый коллектив на своём уровне системной иерархии стремится к тому, чтобы состоять из 7 частей. Принцип распределения по 7 ролям, по 7Я – это всеобщий, универсальный принцип устройства всех коллективов на всех уровнях системной иерархии коллективов.

Разделение на 7 частей идёт на только снизу, но и сверху. Человечество в целом – это тоже очень большой коллектив, который тоже разделяется на 7 больших сообществ – на 7 «миров», 7 «цивилизаций», 7 суперэтносов. Каждый суперэтнос состоит из этносов, а этносы – из субэтносов. Так, вырастая снизу и сверху, выстраиваются уровни этнической иерархии. Так возникает этносфера человечества.

Человечество, как очень большой коллектив, стремится к тому, чтобы выстроиться по системной иерархии коллективов так, чтобы каждый из 7 суперэтносов состоял из 7 этносов, а каждый этнос, в свою очередь, состоял бы из 7 субэтносоов. А внизу системной иерархии человечества находилась бы семья, которая бы состояла из 7 членов (7Я), при этом каждая семья была бы частью рода, состоящего из 7 семей, а каждый род был бы частью племени, состоящего из 7 родов.

А в самом низу системной иерархии человечества находится человек, в душе которого живут 7 его Я. А 7 ролей коллектива, как и 7 суперэтносов человечества – это лишь проявление тех семи Я, которые живут внутри каждого человека.

Человечество лишь стремится к описанной выше системной иерархии. Стремится – это ещё не значит, что достигает, но всё же стремится и на этом пути можно заметить явные успехи.

Этносфера человечества не является застывшей структурой. Есть народы, которые увеличивают свою численность и распространённость. Тогда происходит «повышение в классе» – переход на другой более высокий уровень этнической иерархии. Когда субэтнос превращается в этнос, от него «отпочковываются» новые народы – его роды (кланы, тейпы, жузы) превращаются в этносы. Бывает и наоборот народ деградирует, происходит его «понижение в классе». Субэтносы деградирующего народа входят в состав других народов. Всё это процессы этногенеза, происходящие внутри этносферы.

Известно, что у народов (наций) есть свой национальный характер. Причиной возникновения национальных характеров тоже является механизм распределения по 7 ролям. Дело в том, что отношения между подколлективами внутри всякого большого коллектива также стремятся выстроиться по принципу 7Я.

Подколлективы (группы, компании, семьи) разбирают роли в большом коллективе и, в конечном итоге, каждый подколлектив приобретает свой общегрупповой характер. Внутри себя каждый подколлектив (группа, семья, компания) стремится распределить характеры по 7Я, но снаружи, с точки зрения других групп (семей, компаний) большого коллектива, она выглядит как целостность со своим типом характера, уже на фоне которого отдельные члены этой группы (семьи, компании) разбирают роли в соответствии с чертами своего персонального характера.

Общегрупповой характер добавляет к характеру каждого из его членов некие общегрупповые черты. Такое распределение ролей в группе (семье, компании) на фоне общегруппового характера можно уподобить оттенкам одного цвета. Например, коллектив цеха состоит из коллективов бригад и, в свою очередь, является частью коллектива завода. У каждой бригады своё место (своё Я) среди других бригад в коллективе цеха, а у каждого цеха своё место среди цехов в коллективе завода. Разумеется, распределение по характерам возникает не сразу – людям и коллективам надо притереться друг к другу. Распределение по характерам можно заметить лишь на предприятии, стабилизировавшемуся по составу работников.

Стремление коллективов к разделению по 7Я в итоге создаёт этническую структуру человечества. Человечество – это очень большой коллектив, который внутри себя разделяется на 7 больших сообществ – на 7 суперэтносов, на 7 суперэтнических семей народов.

Народы – это этнические системы, которые обладают этнической структурой. Уровнями системной иерархии в этнической структуре являются соответственно, субэтносы и суперэтносы (подэтносы и надэтносы). Иерархия этнических систем такова: человечество – это семья (7Я) суперэтносов, суперэтнос – это семья (7Я) народов, народ – это семья (7Я) субэтносов и т.д. Точнее говоря, человечество стремится к такой этнической структуре. На каждом уровне этнической иерархии человечество стремиться разделится по принципу 7Я. Каждый суперэтнос стремиться к тому, чтобы состоять из 7 народов, а народ стремиться к тому, чтобы состоять из 7 субэтносов. Стремится – это не значит, что всегда достигает, но всё же стремится и успехи на пути к этой цели (к распределения по 7 ролям, по 7 Я) очевидны.

Например, внутри французского этноса есть 7 субэтносов:

  1. парижане,
  2. бретонцы,
  3. бургундцы,
  4. гасконцы,
  5. эльзасцы,
  6. нормандцы,
  7. провансальцы.

В целом же французский этнос входит в состав Западно-Европейского суперэтноса, состоящего из немцев, французов, британцев, итальянцев, испанцев и т. д.

Внутри каждой этнической целостности – суперэтноса, народа (этноса), субэтноса – происходит процесс распределение характеров по 7Я. В итоге каждая суперэтническая семья народов обладает своим суперэтническим характером в семье суперэтносов человечества. Внутри себя каждая суперэтнос подразделяется на этносы (нации, народы), которые обладают своим национальным, этническим характером внутри своего суперэтноса. Каждый народ, каждый этнос, в свою очередь, подразделяется на субэтносы, которые обладают своим субэтническим характером внутри своего этноса (народа).

В прежние времена у всех народов существовала родоплеменная структура: народы состояли из племён, племена – из родов, а роды – из семей. У каждой семьи был свой семейный характер в роду, у рода был родовой характер в племени, а у племени – племенной характер в народе.

Итак: существует иерархия этнических систем, при этом на каждом уровне этнической иерархии существует стремление к распределению этнических характеров по 7Я – в этом состоит сущность КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Именно такая концепция этносферы человечества должна лежать в основе этнологии (народоведения).

Необходимо сразу оговориться: формирование этносферы окончательно не завершено. Человечество ещё лишь стремится к тому, чтобы структурно окончательно превратиться в этническую иерархию 7Я. Подобно тому, как каждый коллектив стремится превратиться в 7Я, так и человечество в целом стремится к такой этнической системе, в которой человечество – это 7 суперэтносов, каждый суперэтнос – это 7 народов (этносов), каждый народ – это 7 субэтносов и т. д. Эта та цель, то устойчивое состояние, к которому стремится человечество. Человечество ещё не достигло абсолютно устойчивого этнического состояния, но на этом пути уже достигнуты явные успехи.

Очевидно, что человечество состоит из 7 «миров», из 7 «цивилизаций», из 7 суперэтносов (из 7 суперэтнических семей народов):

  1. Российский («евразийский») суперэтнос. К этому суперэтносу относятся народы бывшей «Великой Тартарии», бывшей Российской империи, бывшего СССР, нынешнего СНГ, «Евразийского Содружества».
  2. «Западный» суперэтнос. «Западный мир», «Западная цивилизация», «Евроатлантическая цивилизация». К этому суперэтносу относятся народы Западной Европы, США, Канады, Австралии, белые в ЮАР. Этот суперэтнос можно называть Евроатлантическим суперэтносом, а Австралию и ЮАР рассматривать как его «филиалы».
  3. «Мусульманский» суперэтнос, «мир ислама». К этому суперэтносу относятся народы Северной Африки, Аравийского полуострова, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Пакистана.
  4. Восточно-азиатский суперэтнос. К этому суперэносу относятся народы Китая, Японии, Кореи.
  5. Индийский суперэтнос. К этому суперэносу относятся народы Индии, Бангладеш.
  6. Латино-Американский суперэтнос. К этому суперэносу относятся народы Латинской Америки. Их называют «латиносы».
  7. Африканский суперэтнос. К этому суперэтносу относятся в основном негры – народы Центральной и Южной Африки.

Суперэтнос и «цивилизация» – это одно и тоже. Характеры 7 суперэтнических семей народов распределены по 7Я так:

То, что человечество состоит из разных «миров», из разных суперэтносов, из разных цивилизаций – это слишком очевидный факт, который трудно не заметить. Даже на обывательском уровне все люди понимают, что латиноамериканцы (боливийцы, парагвайцы, мексиканцы, чилийцы, бразильцы, аргентинцы и пр.) – они, конечно, внутри себя один от другого отличают, но со стороны видно, что между ними гораздо больше общего, чем различного. У них самба, румба, карнавал… Короче, все они из одного мира, из одного суперэтноса, из одной цивилизации.

Тоже самое касается и мусульманской цивилизации. Турки, арабы, персы, курды, таджики, пуштуны, белуджи – они тоже как-то себя одни от других отличают, но со стороны видно, что между ними гораздо больше общего чем различного. Как говорят в таких случаях: «Бутылки разные, но вино в них из одной бочки разливали».

Тоже касается и африканской цивилизации. Для нас все негры одинаковы – у всех у них там-тамы, кольца в носу… Однако эти негры не только себя одни от других отличают, но и на смерть воюют между собой.

Тоже касается и восточно-азатского суперэтноса: японцы, корейцы, китайцы, въетнамцы – все они со стороны кажутся одинаковыми. Там у них кун-фу, каратэ, тайквондо, въетводао… Пышные церемонии, жесткая общественная иерархия… Однако они себя одни от других отличают и жестоко между собой воюют.

Да и мы, народы российского суперэтноса (русские, украинцы, татары, башкиры, удмурты и пр.) кажемся для посторниих одинаковыми. Для всех иных все мы все «русские», мы все «россияне» («russians»). На Западе убеждены: «Поскреби русского – найдёшь татарина», «украинцы – это недоополяченые русские».

Надо обратить особое внимание на элементарный акт, с которого начинается создание коллектива. Этим актом является возникновение дружеских, товарищеских, приятельских отношений между людьми. Как только между людьми возникает чувство «мы», так сразу же возникает коллектив и начинается процесс создания 7Я, начинается набор остальных «Я» на вакантные роли.

Любой коллектив (и малый, и большой) начинает формироваться вокруг некого «мы». Возникновение дружеских, товарищеских, приятельских отношений между двумя людьми является той частицей, вокруг которой «конденсируется» коллектив. Именно на чувстве «мы» держится коллектив. Коллектив возникает вместе с чувством «мы», и исчезает когда пропадает чувство «мы». Как только исчезает чувство «мы» – исчезает единство коллектива и коллектив разваливается, а члены развалившегося коллектива начинают поиск вакантных ролей в других коллективах, т. е. пытаются войти в состав других коллективов.

С точки зрения ролевой теории чувств, чувство «мы» () связано с ролью Простака-Трудяги. Есть ещё чувство, связанное с этой же ролью Простака – это чувство неприятия (). Чувство неприятия отделяет членов одного коллектива от другого. Эти два чувства – чувство дружбы и чувство неприятия – дают разделение на своих и чужих (на наших и не наших). Благодаря этим двум чувствам каждая группа (семья) стремится взаимодействовать с другими группами (семьями) того же коллектива как единое целое.

Чувство «мы» называют групповым, коллективным, семейным патриотизмом. Групповой патриотизм также иерархичен. Иерархия коллективов – коллектив, подколлектив, надколлектив – это не только иерархия 7Я, но и иерархия «мы». Например, среди жителей одного города иерархия «мы» проявляется как «наш двор», «наша улица», «наш город»; среди рабочих одного завода – «наша бригада», «наш цех», «наш завод»; среди студентов одного ВУЗа – «наша группа», «наш факультет», «наш ВУЗ». На каждом уровне иерархии коллективов также существует разделение на наших и не наших: «Эти ребята с нашей улицы, но не с нашего двора».

Каждый народ обладает не только национальным характером, но и национальным патриотизмом. Патриотизм существует на каждом из уровней этнической иерархии. Так, существует суперэтнический патриотизм (суперэтническое «мы»), этнический патриотизм (этническое «мы»), субэтнический патриотизм (субэтническое «мы»). Также как существует «большая» Родина и «малая» родина, существует общенациональный патриотизм, краевой патриотизм, местный патриотизм.

Например, автор этой книги – россиянин, русский, петербуржец. Поэтому «наши» для автора книги – это питерские, русские, россияне (народы российского суперэтноса). Я болею не только за местную питерскую футбольную команду, но и за все команды, представляющие российский суперэтонос (за русские, украинские, белорусские, татарские и пр.), когда те играют в евролигах против не наших команд западного суперэтноса (немецких, французских, английских, итальянских, польских и пр.). Так же поступают подавляющее большинство футбольных болельщиков.

Все общности людей (и этнические общности в том числе) существуют благодаря объединяющему чувству «мы». Л.Н.Гумилев совершенно правильно выделил главный признак этноса:

Патриотизм требует от каждого человека национального самоопределения (самоидентификации). Патриотизм требует, чтобы каждый человек осознал себя членом какой-либо этнической общности. Кем считать по национальности каждый человек решает сам. Этническое происхождение и этническое самоопределение (самоидентификация) – это разные вещи.

Например, многие люди, которые считают себя русскими, могут назвать среди своих предков людей иных национальностей. Об этом есть поговорка: «Папа – турок, мама – грек, а я русский человек». Точно также обстоит дело и у других народов. Вот, например, что пишет А.Васильев в своей книге «Мост через Босфор»:

Очень важно подчеркнуть, что ни расовая принадлежность, ни какие-либо другие биологические и физиологические особенности (цвет кожи, разрез, цвет и форма глаз, размер носа и т.д.) не являются признаками этнической принадлежности. Свою национальность каждый человек определяет сам. Как тут не вспомнить великого русского поэта А.С.Пушкина, среди предков которого был «арап».

Корочеговоря, когда при крике: «Наших бьют» – человек бежит драться на стороне наших (или содействовать «нашим» каким-либо другим способом), подчас даже не пытаясь разобраться, в чём причина конфликта, то в этот момент он совершает акт этнического самоопределения.

Для индикации этнической принадлежности существуют этнические символы: национальные знамёна, гербы, национальная одежда, национальные узоры, национальные обряды и т. д. Индикаторами национальной принадлежности являются также религия и язык.

Как было показано в предыдущей главе (см. главу 3, § 5 «Секреты власти»), все религии существуют благодаря возвышенным чувствам (), которые являются неотъемлемой частью базового набора чувств и эмоций. Возвышенные чувства, которые переживают к Богу поклоняющиеся – одни и те же у всех людей. И хотя чувство одно и тоже, но Бога называют по разному. И ритуалы разные. И разное убранство храмов. Разными религиями одни народы отделяют себя от других народов. Собственно говоря, различия в религиях и были придуманы только для того, чтобы отделить наших от не наших.

На самом деле религия – это лишь символ, сам по себе бессмысленный, пока в общественном мнении не утверждено, что этот символ «наш», а другой символ «не наш». Эта религия «наша» («святоотеческая»), а эта «не наша». Этот флаг «наш», а этот «не наш». Эта звезда на гербе «наша», а эта «не наша». Переход в другую религию расценивается, как предательство нации, как измена этническому «мы».

Религиями этносы лишь отделяют себя от соседей, в том числе, если эти этносы входят в состав одного и того же суперэтноса. Поэтому границы распространения религий не совпадают в точности с границами суперэтносов.

Например ливанские православные христиане своей религией отличают себя от соседей-мусульман. Хотя и те, и другие принадлежат к одному суперэтносу. Точно также башкиры и татары с помощью религии отгородились от русских. Хотя и татары, и русские, и башкиры принадлежат к одному российскому суперэтносу. Трудно отличить русскую деревню в Новгородской области от татарской деревни в Поволжье – те же избы, те же заборы, такие же бабки в платочках.

Ирландцы на протяжении всей своей истории принципиально придерживались иной религии нежели англичане. Когда англичане были язычниками, ирландцы приняли христианство. Когда англичане стали католиками, ирландцы перешли в православие. Когда англичане завели свою англиканскую церковь, ирландцы стали католиками. Главное – чтобы ирландская религия отличалась от английской. Ирландия – не Англия! Ирландцы хотят отличаться от англичан во всём.

Народы сознательно выбирают такую религию, которая отличала бы их от соседей. Например ещё в начале и середине XX века ислам и православное христианство были одинаково распространены среди албанцев. Теперь же все албанцы мусульмане, ибо их соседи – греки, сербы, черногорцы, македонцы – православные христиане.

Принадлежность народов к одной конфессии ещё не означает принадлежность этих народов в одному суперэтносу. Например православные христиане Сирии и Ливана являются частью «мусульиансткого» суперэтноса, а православные христиане России являются частью российского суперэтноса.

Общее происхождение народов также не является признаком суперэтнической общности этих народов. Например, восточные славяне – русские, украинцы (малорусы), белорусы, – являются частью российского суперэтноса, а западные славяне – поляки, западные украинцы (галичане), чехи, словаки, словенцы, – являются частью западного мира (западного суперэтноса).

Территории занимаемые суперэтносами иногда называют «геополитическое пространство». Например, земли, занимаемые народами Российского суперэтноса называют «евразийским геополитическим пространством». Каждое «геополитическое пространство», в котором живёт своя суперэтническая семья народов – это обособленная климатическая зона, диктующая хозяйственный уклад и ритм жизни. Например:

Легко заметить, что карта пустынь почти совпадает с картой распространения ислама. В Африке граница между Мусульманским суперэтносом и Африканским суперэтносом легко различима из космоса. Там, где заканчивается пустыня Сахара и начинается «зелёнка» (савана и джунгли) – там заканчивается Мусульманский суперэтнос и начинается Африканский суперэтнос.

Пустыни выделены жёлтым цветом Распространение ислама
выделено зелёным цветом

Климатические зоны, где живут суперэтнические семьи народов, разделены переходными зонами, в которых соприкасаются между собой разные суперэтносы. Например, Индокитай – это переходная зона между Индией и Китаем.

К переходным зонам относится «пороховая бочка Европы» – Балканский полуостров. Это переходная зона между тремя суперэтносами: Западно-Европейским, Мусульманским и Российским. Поэтому на протяжении всей истории этот переходный регион входил в состав то Российского суперэтноса , то Мусульманского, то Западно-Европейского.

На Евразийском континенте Л.Н.Гумилев выделил 5 климатических зон:

Одним из признаков переходной зоны между суперэтносами является религиозная чересполосица. Так, на Балканах рядом живут народы, исповедующие ислам – религию мусельманского суперэтноса, православие – религию российского суперэноса, и западно-христианские религии, которые исповедуют народы «Западного» суперэноса.

Религиозную чересполосицу можно заметить также в регионе Кавказа и Закавказья (переходной зоне между российским и мусульманским суперэносами), на Карпатах и Прикарпатье (переходной зоне между российским и «западным» суперэтносами).

Иногда границы между суперэтносами называют «геополитическими разломами». На границах суперэтносов обычно идёт непрерывная война, как, например, война между индуистами и исламистами в Пенджабе и Кашмире (переходной зоне между индийским и мусульманским суперэтносами), или например на юге Судана, – в переходной зоне между мусульманским и африканским суперэтносами. Непрерывная война на Балканах между славянами разных конфессий – мусульманами, православными и католиками – это тоже проявление межцивилизационой борьбы суперэтносов.

Неутихающий конфликт в Синьзнян-Уйгурском автономной районе Китая между уйгурами и китайцами (ханьцами) – это не только межнациональный конфликт, но межцивилизационный конфликт, ибо там проходит граница между китайским и мусульманским суперэтносами. Неутихающая многостолетий война России на Кавказе – это тоже не только межнациональный конфликт, но межцивилизационный конфликт, ибо там проходит граница между российским и мусульманским суперэносами. Ожесточённая война на западной Украине с бандеровцами и в Литве с «зелёными братьями» в 40-50-е годы XX века – это тоже не только межнациональный конфликт, но межцивилизационный конфликт, ибо там проходит граница между российским и западным суперэносами.

Тут надо заметить, что Западная Украина находится в переходной зоне между Российским и Западный суперэтносами, а центральная, южная и восточная части Украины – это часть российского суперэтноса. По государству Украина проходит геополитический разлом. Западные украинцы – униаты (греко-католики), а восточные – православные христиане. Вместе им не ужиться. Украина – пример геополитически разорванной страны. На западной Украине рождается и родится новый этнос. Центральная и Западная Украины будут ещё долго спорить между собой о том, кто же из них настоящая Украина, но, в конце концов, разделятся на разные государства, ибо они разные этносы.

То, что человечество состоит из разных «миров», из разных суперэтносов, из разных цивилизаций – это слишком очевидный факт, чтобы его не заметить. В 1993 году в журнале «Foreign Affairs» Сэмюэл Хантингтон опубликовал свою знаменитую статью «Столкновение цивилизаций», а в 1996 вышел расширенный и переработанный вариант статьи в виде книги «Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка» (Samuel P. Huntington. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. Publ. Simon and Schuster, 1996).

В своей работе Хантингтон перечислил 8 типов цивилизаций (японскую цивилизацию Хантингтон ошибочно выделил в отдельную цивилизацию).

  1. Синская цивилизация (китайская цивилизация).
  2. Японская цивилизация (её правильно объединить в одну цивилизация вместе с китайской, корейской и т.д.).
  3. Индуистская цивилизация.
  4. Исламская цивилизация.
  5. Православная цивилизация.
  6. Западная цивилизация.
  7. Латиноамериканская цивилизация.
  8. Африканская цивилизация.

Хантингтон ошибочно полагает, что причиной существования разных цивилизаций является религия. На самом же деле религия, как уже было сказано выше, – это лишь индикатор этнических различий. Религия – это лишь один из многих способов отделить своих от чужих, отделить «наших» от «не наших». Для 99,99% людей причисляющих себе к приверженцам той или иной религии, она – это лишь набор символов, одеяний, архитектурных особенностей и ритуалов. Служители религий (попы, муллы, ламы) также ничего не знают о сути религий и причинах различия между религиями.

Цивилизации по Хантингтону являются более устойчивыми системами, чем политические системы:

Кстати, вот как Хантингтон указывает линию раздела в Европе:

Хантингтон очертил границы цивилизации Запада. По его мнению, на Евразийском континенте восточная граница Запада совпадает с восточной границей западного христианства, которая сформировалась к 1500 г. Вот что он пишет:

Надо заметить, что некоторые писатели, также, как и Хантингтон, ошибочно полагают, что причиной цивилизационных различий является религия. Например, А.Бушков в книге «Россия, которой не было» рассматривает исторические варианты того, как пошла бы история, если Россия приняла бы католичество и стала частью западной цивилизации? Или, другой вариант: как пошла бы история, если Россия приняла бы ислам и стала частью мусульманской цивилизации?

На самом деле российский суперэтнос, как и любой другой, не может иметь общую религию с каким-то соседним суперэтносом. Религия вторична, а этнические и суперэтнические различия первичны. Религия – это лишь индикатор этих различий.

Даже если религия изначально была общей, то каждый из соседних суперэтносов обязательно обзаведётся своей версией этой религии. Неизбежно возникнет религиозный раскол. Примером этого может служить раскол христианства на западную католическую версию и восточную православную версию. Католичество господствует в западной цивилизации, а православие в российской цивилизации.

Объединить католичество и православие невозможно, ибо первопричиной раскола являются не теологические разногласия, не споры между попами, а этнические и суперэтнические различия. Попы лишь идут за паствой, за её настроениями и отношениями.

Этнические системы и общественные системы – это связанные между собой, но разные системы. Чаще всего государства возникают на основе некой государствообразующей нации. Такие государства называют национальными государствами. Но есть многонациональные государства, которым приходится решать внутригосударственные межнациональные проблемы. И хорошо, если народы, входящие в состав многонационального государства принадлежат к одному суперэтносу. Но есть страны и государства, в состав которых входят народы, принадлежат к разным суперэтносам. Такие страны Хантингтон назвал «расколотыми странами», «разорванными странами». Решать межнациональные проблемы внутри таких государств гораздо труднее – почти невозможно.

Бывает, что в процессе своего распространения (военного захвата или мирной колонизации) какой-то народ перешагнул климатические границы своего суперэтноса и часть этого народа оказалась в другом суперэтносе.

Тут возможны два варианта развития событий: либо этот народ в конце-концов вытеснят обратно в пределы своего исходного суперэтноса, либо начнётся мучительный процесс превращения части этого народа в новый этнос.

Ярким примером тому являются судьбы русского народа, в процессе своего распространения шагнувшего и в Европу, и на Кавказ, и в Среднюю Азию. С Кавказа и из Средней Азии русских сейчас выгоняют. А часть русского народа, шагнувшая в Европу выродилась в другой народ – стала западно-украинским этносом, который люто ненавидит всё русское.

На Западной Украине сейчас ненавидят «клятых москалей». А ведь ещё в начале ХХ века происходило бурное национальное возрождение галицко-русского народа, населявшего Галицию и Прикарпатье. Чтобы составить представление о размахе этого движения, достаточно ознакомимся с петицией в Венский парламент, в которой ставится вопрос о свободе преподавания русского языка, истории и права на заселенных русскими землях, входивших тогда в состав Австро-Венгрии:

Раньше галичане были русскими, а теперь стали иным этносом, который находится в переходной зоне между Российским и Западный суперэтносами. А русское и украинское население центра и востока Украины этнически входят в состав Российского суперэтноса. Украина – это пример суперэтничсеки расколотой страны. Западные украинцы ищут своё место в Европе (среди народов западного суперэтноса), а центр, юг и восток Украины входят в состав российского суперэтноса.

Поскольку Галиция – это переходная зона между Российским и Западный суперэтносами, то проблемы галичане приносили не только Российскому, но и Западному суперэтносу. Между мировыми войнами Галиция входила в состав Польши и создала ей много проблем. А Польша и поляки – народ Западного суперэтноса, тоже, как и галичане, люто ненавидящий всё русское. Во время войны 1941-45 годов боевики ОУН-УПА, почти поголовно состоявшие из западных украинцев очень жестоко убили более 200 тысяч поляков.

И все межэтнические отношения происходят при том, что русские, украинцы, белорусы и поляки – очень близкородственные народы. С точки зрения генетики русские, украинцы, белорусы и поляки – это одно и тоже. Когда-то мы все были одним народом. Это лишний раз говорит о том, что этнические различия не имеют никакого отношения к генетическим и расовым различиям.

Есть и другие примеры единых прежде народов разделившихся вблизи переходной зоны – это сербы (православные) и хорваты (католики), это финны (протестанты) и карелы (православные). Дело не в религии. Одни выбрали Россию, а другие Европу.

И всё же одного лишь механизма разделения коллектива 7 ролям (по 7Я) недостаточно для возникновения этносферы. Ведь разделение коллектива 7 ролям (по 7Я) происходит и в мире животных. Однако в мире животных нет этносферы. У животных нет наций, нет народов и племён. У животных нет межэтнических различий и межнациональных конфликтов. Когда разные популяции одного и того же вида животных попадают на одну территорию, они немедленно сливаются в одну популяцию.

Тут вновь надо напомнить, что ролевая теория чувств и Учение о 7Я описывают устройство души, устройство мира характеров и отношений. А душа (мир эмоций и отношений) – это «животное» начало в человеке. Кроме «животного начала», кроме души (мира чувств и эмоций), в человеке есть ещё и «божественное начало» – разум (мир понятий и представлений).

В создании структур человеческого общества – как в создании этнических структур, так и в создании социальных структур, задействованы оба уровня внутреннего мира человека – и понятийный уровень, и эмоциональный уровень.

Для создания вертикали государственной власти необходим государственный миф, а для создания этноса нужен этнический миф. Национальная идея (этнический миф) – это тот клей, тот цемент, который позволяет соединить в нацию отдельных людей. Подобно тому, как вертикаль власти нанизана на нить государственного мифа, так и этнические структуры нанизаны на этнические мифы. При этом достоверность как государственных мифов, так и этнических мифов не имеет никакого значения.

Не случайно при создании (возникновении) нации активно идёт процесс создания национального мифа (национального самосознания, национальной идеологии). В пример можно привести создание в XX веке Украины и нации украинцев путём украинизации русских. Украинизация проводилась на основе созданной в XIX – XX веках идеологии украинства (украинского этнического мифа). Предки нынешних украинцев считали себя русскими.

Уничтожение нации также начинается с разрушения её этнического мифа, с разрушения национального самосознания. Тут в качестве примера можно привести тех же украинцев, которых создавали в XIX-XX веках путём уничтожения русского национального самосознания и внедрения их сознание идеологии украинства (свидомости).

Но также как одна лишь государственная идеология не может сама по себе привести к возникновению государства без существования отношений, описываемых связкой ролей Владыки-Кумира и Поклонника (), так и один лишь национальный миф сам по себе не может привести к созданию нации. Кроме национальной идеологии нужен ещё и соответствующий ролевой механизм, и другие предпосылки.

С помощью национальной иделогии можно ускорить или замедлить естественные процессы. Однако один лишь национальный миф сам по себе не может привести к созданию нации. Кроме национальной идеологии нужен ещё и соответствующий ролевой механизм:

Но если государственная идея построения иерархического общества рождается из отношений в связке ролей Владыки-Кумира и Поклонника (), то этническая идея (национальный миф) рождается из отношений в связке ролей Героя и Простака (). Главное в национальной идее – это идеология соборности, национального единения, это чувство «мы» () объединяющее людей в нацию.

Однако в национальной идеологии, кроме идеи национального единства, основанного на чувстве «мы» (), включает ещё 2 элемента:

Нельзя не заметить, что все чувства, участвующие в создании национальногоо мифа (национальной идеологии) связаны с ролями Героя и Простака . Можно сказать, что механизм возникновения этнических структур «крутится» вокруг ролевой Героя и Простака (). Смотри схему ниже

И тут же обязательно надо напомнить (см. Главу 3,§ 5. Секреты власти), что социальные структуры возникают на основе другой ролевой связки – связки ролей Владыки-Кумира и Поклонника-Подчинённого ().

Нельзя не заметить различия эмоционально-ролевых механизмов, порождающих этнические и социальные структуры. Этнические системы и общественные системы – это разные системы. Нельзя сводить нацию к государству, а государство к нации.

Кроме понятийного (национального самосознания) и эмоционального (отношений, описываемых ролевым треугольнике перемен) факторов, в появлении этносферы и этнических структур задействован ещё и природный фактор. Важным фактором (важной причиной) обособления народов является природно-климатические условия и виды хозяйственной деятельности.

Люди живут на земле и пользуются дарами природы, плодами своей земли и воды. Говоря научным языком, человечество входит в состав биосферы Земли в качестве верхнего, завершающего звена цепочек биоценоза. Растения питаются соками земли, травоядные животные едят растения, хищники – травоядных, люди едят растения и животных, а отправления и останки растений, животных и людей удобряют землю – «все в землю ляжем, все прахом будет».

Поскольку человечество входит в состав биосферы Земли как завершающее звено в цепочках биоценоза, то существует тесная связь между народами и ландшафтом – землей, на которой народы живут. В зависимости от природно-климатических условий народы развивают свои промыслы: одни народы пашут землю, другие пасут в степях скот, третьи ловят рыбу в реках или морях, четвертые живут дарами леса, пятые разводят оленей в тундре и т. д. и т. п. Для любых видов хозяйственной деятельности нужны знания и навыки, которые и составляют основу национальной культуры и национальных традиций. Можно сказать, что национальная культура вырастает из системы хозяйствования. «Корни» всякого народа в той земле, от даров которой он живет.

Национальная культура – это, прежде всего, система представлений о явлениях окружающего мира, предназначенная для овладения человеком приемов и навыков во всех сферах окружающей его жизни. Национальная культура – это целостное явление, сложившееся в ходе исторического развития и приспособленное к климатическим, ландшафтным, хозяйственным и прочим другим местным условиям.

Природно-климатические условия диктуют виды хозяйственной деятельности требует от людей вполне определённых черт характера и стереотипов поведения. А это оказывает определяющее влияние на формирование национального характера. Поэтому национальная культура тесно связана с национальным характером.

Национальное самосознание – это «верхняя» часть национальной культуры, которая отвечает ответы на вопросы, которые явно бросаются в глаза: Почему у нас не такой характер, как у соседей? Почему у нас по другому строят дома? Почему у нас иная народный костюм? Почему мы иначе питаемся – почему мы не можем есть их пищу, а они не могут есть нашу (бактерии желудка приспособлены к другой пище)?

Итак, к возникновению этнических структур приводят 3 фактора (3 причины):

  1. Механизм разделения коллектива 7 ролям (по 7Я).
  2. Природно-климатические условия и хозяйственная деятельность населения
  3. Национальная культура и национальная идеология.

Лишь после того, как народ обособится и осознает себя как этническую целостность он начнёт искать своё место среди других этносов. Геополитическое положение народа (то на территории какой суперэтнической зоны живёт этот народ) определяет то, в составе какой суперэтнноса этот народ будет искать своё место, свою роль, своё этническое Я.


Назад Оглавление Вперёд