Российский суперэтнос

На протяжениии поледних 2-3 веков в российском обществе непрерывно велась дискуссия о том, является ли Россия частью общееропейской цивилизации?

Вот как об этом пишет Сэмюэл Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций»:

Правильный ответ таков: Россия – не Европа! Мы – не европейцы и не азиаты. Мы – россияне, мы – народы российской суперэтнической семьи народов. Мы – являемся самостоятельной этнической частью человечества. У нас свой самобытный суперэтнический характер. У нас своя особая роль в семье суперэтносов человечества. Мы не входим, не входили и никогда не сможем войти в состав какого-либо другого суперэтноса.

Во все исторические эпохи российская суперэтническая семья народов была самостоятельной этнической целостностью независимо от того, был ли российский суперэтнос объединён в единое государство или разделён на несколько государств.

Российский суперэтнос – это объективно существующее явление, неависимое от того в какаие «политические одежды» российский суперэтнос облачён: Великая Тартария, Монгольская империя, Российская империя, СССР, СНГ. Россия всегда будет стремиться объединить народы российского суперэтноса. России всегда были и всегда будут свойственны имперские замашки. Главное – не переходить климатические границы своего суперэноса.

Российский суперэтнос граничит с тремя другими суперэтносами: на западе – с западным (Западно-Европейским) суперэтносом, на юге – с «мусульманским» суперэносом, на юго-востоке – с восточно-азиатским (китайским) суперэносом.

Российская суперэтническая семья народов живёт в своей обособленной от других климатической зоне. Климат России – холодный, с морозной зимой и резким перепадом температур между летом и зимой – отличается как от мягкого, умеренного, ровно увлажнённого зимой и летом, с безморозными зимами, без резкого перепада температур между зимой и летом климата Западной Европы, как от жаркого и засушливого климата «мусульманского мира», так и от влажного жаркого, муссонного климата Китая и других стран Восточной Азии.

Российский климат – суровый климат. В России долгая холодная и морозная зима с коротким летом. Летний климат не стабилен. Годы с жарким и засушливым летом перемежаются годами с холодным и дождливым летом.

В отличие от природы у соседних суперэносов в Росиии плодородие земли не велико. Большинство земель России находятся в зоне рискованного земледелия, т.е. урожай может вырасти, а может и не вырасти. Урожайные годы чередуются с неурожайными.

Чтобы прокормиться самому и прокормить свою семью в российском климате каждому земледельцу надо много земли. Поэтому население редкое, деревни маленькие и далеко отстоят друг от друга.

Чтобы выжить в России надо вести сложное многовариантное хозяйство. Приходится совмещать земледелие со скотоводством, охотится, ловить рыбу, пользоваться дарами дикой природы.

Каждому надо распахать много земли. Каждую весну надо вывозить зерно для посева и навоз для удобрения полей. Каждую осень – вывозить урожай. Значит нужна лошадь, а для неё и другого скота надо заготавливать на зиму сено. Надо строить тёплые дома, в домах делать большие печи. Надо заготавливать на зиму дрова.

Российский климат определяет особый хозяйственный уклад жизни, который требует от населения особых качеств и черт характера – находчивости и изобретательности, смелости и решительности, активности и самостоятельности. В редкие погожие дни необходимо работать на пределе сил, чтобы успеть собрать урожай, скосить, высушить и убрать сено.

Ритм русской жизни – это рваный ритм с постоянными внезапными переключениями от одного вида деятельности к другому, от одной степени интенсивности работы к другой степени интенсивности. Тупая, монотонная и однообразная работа никак не соответсвует повседневному уладу русской жизни.

Русский народ – это народ-герой. Лишь в чрезвычайных остоятельствах в огне и буре, в войнах и революциях. Россия оживает, становится сама собой. Русскому народу скушен и не интересен пошлые шкурно-обывательские идеалы. В мирное обывательское время Россия спивается. Вот в чем состоит тайна «загадочной русской душа».

Ритм и хозяйственный уклад русской жизни безусловно однозначно определяет главную доминанту русского нацинального характера – героическую доминанату.

Нет ничего удивительног в том, что в семье суперэтносов человечества роль Героя выполняет Российская семья народов. А внутри самой Российской семьи народов эта же роль Героя принадлежит русскому народу. Русский национальный характер – это прежде всего героический характер.

Россия – холодная северная страна с обилием студёных рек и озер. Если взглянуть на карту плотности населения и сравнить ее с картой расселения народов, то станет видно, что русские – это речники, живущие по берегам рек. Это отражено множеством однокоренных слов с водяным и речным смыслом: «Русь», «русло», «роса», «русалка». Русская дорога – это река.

Героическую доминанту русского характера выдает каждая мелкая деталь быта, например русские манеры обращения с водой. Русские моются под струей воды, что шокирует иностранцев такой нерациональностью. Англичане, например, в целях экономии никогда не ополаскиваются, а, вылезая из ванной, вытирают мыло полотенцем. Посуду тоже не ополаскивают, а так в мыле и ставят в сушилку. В Англии хватает воды, и льют бесконечные дожди, но скупость – английская национальная черта характера. Никакой народ в мире не использует воду с таким размахом, как русские. Так, японцы моются в ванне всей семьей по очереди, не сменяя воды.

Русские купютсяся не так, как европейцы. Это особенно заметно на международных курортах: европейцы там обычно либо лежат на берегу, либо плещутся на глубине чуть мельче, чем по пояс, а русские плавают долго и далеко – по принципу: «доплыву я до буя – не случится …ничего». Прибывая в новое место, русские первым делом интересуются: «А где тут у вас купаются?» – и лезут в ближайший водоем.

Особенное отношение русских к воде отражено на картине Г.С.Седова «Купчиха за чаем в летний день» (1867 г.), которая находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На картине изображена купчиха, которая в жаркий день сидит по шею в воде и при этом пьет чай из самовара. Пить много воды – тоже черта русского характера. В Англии, как и у нас, любят чай, но совсем в других объемах: нетрудно сопоставить русский самовар и английскую чашечку чая «файв-о-клок».

Россия – страна-водолей. Русские «забавы» с водой – стремление разлить море воды, оросить засушливые земли и пустыни, «повернуть реки», прокопать канавы и устроить запруды (водохранилища) – дорого обошлись Средней Азии. И прежде чем смеяться над другими, надо понять, что мы, русские, тоже по-своему сумасшедшие. У нас своя культура, приспособленная к нашим русским условиям.

Национальный характер проявляется в творчестве и культуре народов. Легко отличима на слух русская музыка – льющаяся. Наша классика – это Чайковский, Бородин и рахманиновский вдохновенный, героический «Гимн России». Музыкальному стилю не свойственны «скрип и пиликанье».

Героический характер связан с высоким уровнем половых способностей. Поэтому Россия всегда была страной с очень высоким уровнем рождаемости. Так, абсолютный рекорд рождаемости принадлежит русской крестьянке, родившей 69 детей. До Октябрьской революции в России в год рождалось 5-6 детей на 100 человек населения. Было нормой иметь 10-15 детей в семье. Нынешний спад рождаемости – следствие социальных причин.

На Западе давно живет представление, известное как «Russian crazy love mashine» («сумасшедшая русская машина любви»). Это представление – не миф, а факт, подтвержденный научными исследованиями, которые показали, что половые способности русских намного превосходят возможности иностранцев.

Героический характер русских женщин точно выразил Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»

Высокий сексуальный потенциал русского народа – причина происхождения знаменитого на весь мир русского мата. Русский бытовой язык пронизан образами и сравнениями актов половых сношений. Бытует мнение, якобы мат занесен в Россию татарами. Это неверно. Матерные слова тюркского происхождения приобрели свой нынешний смысл в России. Например, слово «ебле» в монгольском языке означает «жениться» и не несёт того смысла, который имеет в русском языке.

Главная беда русского народа – пьянство. Мы не умеем «культурно пить» – это не соответствует нашему характеру – не умеем останавливаться, и пьянки переходят в запой. Если у других народов возможны многодневные застолья с весельем и песнями, то у нас пьянка заканчивается коллективной дракой, при этом заборы и плетни непременно разберут на колья. Ни в одной другой стране мира нет такого количества преступлений на почве пьянства, как в России.

Любое общественное мероприятие – танцы, день рождения, свадьба, праздник или народные гуляния – это пьянка и мордобой. Типичный русский сценарий: выпили водки, пошли «по бабам», по дороге ввязались в драку. Еще одна любимая схема: выпить, а после – искупаться в ледяной воде.

Раньше были привычны драки: «деревня на деревню», «улица на улицу», «стенка на стенку» – без всякой к тому причины. Драка ради самой драки – просто так, «кулаки чешутся». Драки были без жестокости и упорства, по неписаным правилам: «до первой крови», «лежачего не бьют». Такова народная «буза» – драка под гармошку. Если в бузе начинали проявляться признаки злобы, то гармонист резко обрывал музыку, закрывая гармонь, и тем останавливал бузу. Русский характер – это «взрывной», удалой характер, но не вспыльчивый, не гневливый, не злобный, не мстительный и не жестокий. Мужики выпьют, подерутся, потом опять вместе напьются.

Общий стиль русской жизни – скука и истома, которые перемежаются взрывами деяний. Производственные планы выполняются всегда в последний день при помощи «аврала», а затем снова «не бей лежачего» – скука. Давно замечено: «русские долго запрягают, но потом быстро скачут». Еще бы! – «Какой русский не любит быстрой езды!» Особой удалью славится «сибирский» характер.

Все попытки завоевать Россию складывались по одному сценарию: сначала Россия терпит поражения, а затем в решительном сражении побеждает и громит завоевателя. То, что для России – «бодрящий морозец», для иностранцев – «невыносимые климатические бедствия», «Генерал Мороз».

Жажда деяний рвется сквозь всю русскую литературу, главная тема которой – как преодолеть «тоску и скуку бытия». Шедевры русского романтизма – это образы вырывающего сердце из груди Данко и «Буревестника». А любимая тема сочинений – «В жизни всегда есть место подвигу!».

Русский народ не имеет плана действий… Он страшен своей импровизацией.

Русскому характеру свойственны широта интересов и размах начинаний. Как сказал Маяковский: «Я планов наших люблю громадье …»

У русских «широкая душа», «нараспашку». Все делаем с размахом: если издаем библиотеку, так «всемирную», совершаем революцию – то непременно мировую. Нам, русским, совершить невозможное, немыслимое, фантастическое удается лучше, чем обыденное и утилитарное.

Русские народные сказки, в отличие от западноевропейских, почти исключительно героические сказки. Если сюжеты западноевропейских сказок замешаны на выгоде, деньгах, обогащении, поиске золота или кладов, то в России другая, нежели в Западной Европе, мотивация деяний – героическая, а не шкурная.

Шкурный рай рыночной экономики непонятен и непреемлем для русского характера. Русский народ нельзя всерьез увлечь шкурными или обывательскими идеями. Русская душа всегда будет рваться к новому, неизведанному, захватывающему дух и поражающему воображение.

Героическая доминанта русского народа в Российской суперэтнической семье народов, помноженная на героическую доминанту Российского суперэтноса в семье суперэтносов человечества, определяет мессианский характер русского национального самосознания (менталитета).

Мессианское национальное самосознание русского народа определяет наше т.н. «имперское мышление». Мы, русские, всегда строили и всегда будем строить Великую Российскую Империю, и это всегда более или менее сносно будет у нас получаться.

Внутри каждой суперэтнической семьи народов, проживающей в своей климатической зоне, существует распределение национальных характеров народов и этнических групп по принципу 7Я, который описывается той же схемой – «звездой магов». Нетрудно обнаружить такое распределение национальных характеров внутри Российского суперэтноса и прочесть его по схеме «звезды магов».

Как уже было показано, роль Героя–Вожака-Водолея в Российском суперэтносе выполняет русский народ. Роль Героя–Вожака-Водолея связана в «звезде магов» устойчивыми двусторонними отношениями с ролями Друга-Труженика () и Злодея-Педанта (), а также односторонним обращением от роли Вожака-Героя к роли Жертвы-Лишнего ().

Две роли из трех, с которыми связана роль Героя, – роли Друга и Жертвы – связаны с чувствами любви и дружбы. Поэтому люди с такими характерами просто-напросто входят в состав русского народа. Это вторая и третья доминанты русского характера: друзья-труженики () и «лишние» люди ().

Необходимо отметить, что основу всякого народа составляют люди с характером Друга-Труженика. Эта роль связана с чувством дружности и единения, с чувством «МЫ». Именно это чувство сплачивает воедино русский и другие народы, а также объединяет народы вокруг русского в целостный Российский суперэтнос. Поскольку народы объединяются вокруг русского, то весь суперэтнос называется Российским, а его члены – россиянами.

Благодаря второй доминанте русского характера – роли простоватого Труженика – русский человек способен уживаться с другими народами. Это давно замечено многими иностранцами и активно использовалось русским правительством для колонизации земель. Именно в силу таких черт национального характера русский народ сумел распространиться и обосноваться от Карпат до Камчатки и Аляски, чего не смог ни один другой народ.

Третья доминанта русского характера – роль Жертвы, роль «лишнего» человека () – отражена в явлении, именуемом «русское богоискательство», а также в «русском самопожертвовании», иначе говоря – во всей «поповщине и достоевщине».

Русскому национальному характеру не свойственны такие черты, как: заносчивость или спесь, зависть или жадность, злобность или подлость.

Устойчивая связка отношений Героя и Злодея-Педанта () редко позволяет им мирно сосуществовать. Нетрудно заметить, что окружающие нас семьи народов «обращены» к российской семье теми народами, в характере которых ярко проявлена доминанта Злодея-Педанта: Западная Европа обращена к России Германией, выполняющей там роль Педанта, а Китайская семья народов целиком имеет характер Злодея-Педанта в семье суперэтносов планеты Земля.

Следует отметить, что национальные характеры народов внутри суперэтноса проявляются лишь как оттенки на общем фоне суперэтнического характера и заметны лишь для народов того же суперэтноса.

Все народы Российского суперэтноса, по сравнению с народами других суперэтносов, имеют героический характер, поскольку являются членами российской суперэтнической семьи народов. Оттенки национальных характеров народов Российского суперэтноса – это наше внутреннее дело, дело нашей Российской семьи народов.

Распределение по ролям внутри Российской семьи народов таково:

Одним из точнейших свидетельств о национальном характере того или иного народа, племени или социальной группы (класса) являются анекдоты. Их тысячи. Тысячи анекдотов – это тысячи свидетельств. В анекдотах отражен опыт и коллективное мнение народов. Спорить с анекдотами бессмысленно. Каждый анекдот отшлифован миллионами рассказчиков. Люди пересказывают те анекдоты, которые им нравятся, то есть соответствуют их мнению и представлениям. Если какие-то черты характера подмечены и отражены в анекдотах, то так и есть на самом деле, такова подлинная правда.

Все анекдоты свидетельствуют о наличии у народов устойчивых черт характера. Часто персонажами анекдотов являются русский, «хохол», еврей, грузин, армянин, чукча, немец, француз, англичанин и т.д. Анекдоты отражают еще и мнение народов друг о друге. В анекдотах смеются над типичными представителями всех народов, но смеются по-разному: над одними смеются по-доброму, любя, а над другими зло и резко.

Так вот. Во всех анекдотах непременно отражена русская удаль и азарт. Если что-нибудь русский задумает, то сделает это так, как никому и не снилось, как никто другой не смог додуматься. Это означает, что роль Героя анекдоты закрепляют за русскими.

Украинцы («хохлы») во всех анекдотах представлены жадными и завистливыми. Это значит, что роль Шкурника в семье народов Российского суперэтноса принадлежит украинцам.

Шкурники запасливые. У них всегда есть заначка, загашник. Просто так они ничего не отдадут – только с выгодой, за деньги. Хохлы – Шкурники. Говорят: «Хохол не поверит, пока не пощупает». Хохлы жадные. Всё себе захапают. Говорят: «Где прошел хохол, еврею делать нечего». Хохол ни с кем не поделится, ничего другим не оставит. Хохлы живут по принципу «Что не съем, то понадкусываю».

Образец для подражания на Украине – гетман Полуботок, спрятавший свою мифическую бочку золота в британском банке.

Хохлы ярые спорщики. Им трудно договориться, трудно уторговаться между собой. Говорят, «где два хохла, там три гетмана».

«Хохляцкое» упрямство давно вошло в поговорку. Само прозвище «хохлы» происходит от манеры запорожских казаков брить голову, оставляя лишь чуб – хохол.

Итак, в Российской семье народов шкурную роль выполняют украинцы. Так было 100, 200 и 300 лет тому назад. После вхождения Украины в состав Российского государства в 1648 году украинцы органично вошли в общество на своей роли: украинцы во все времена служили усерднее, чем русские.

Украинцам свойственнв недоверчивость и подозрительность. Они постоянно ожидают от окружающих подвоха, измены, «кидалова». Украинцы рачительнее и расторопнее, чем великороссы, более дисциплинированны и ответственны. Поэтому украинцы успешнее делали и делают карьеру в Российской империи, в СССР, в РФ. Очень любят быть начальниками. Многие начальники в России носят украинские фамилии. Говорят: «Хохол без лычки, что справка без печати»

Поскольку на западе Российский суперэтнос граничит с Западно-Европейским, выполняющим шкурную роль в семье суперэтносов Земли, то в Российской семье народов шкурность населения возрастает по мере приближения к западным границам.

Необходимо отметить, что Украина, в отличие от Великороссии, неоднородна. Украина четко делится на Западную и Восточную. Если западные украинцы - это ярые шкурники и хапуги, службисты и карьеристы, то восточные украинцы гораздо ближе по характеру к русским. Оттого нам так просто и легко дружить с ними, а русско-украинские браки всегда были нормой.

Слова «малороссия» и «великороссия» имеют изначально другой смысл, нежели полагают многие. Приставка «мало» означает центр, ядро, место формирования, а приставка «велико» означает периферию. Так, в Польше есть малопольские земли и великопольские – «Малопольша» и «Великопольша». «Малопольша» - это центр формирования польского народа, а «великопольша» – это присоединенные позднее земли. То же самое в России: «малороссия» – это центр, ядро, вокруг которого складывался русский народ на витке этногенеза Киевской Руси, а «великороссия» – это земли, вошедшие в состав Руси позднее, земли, присоединенные к «малой Руси».

Различие между русским характером и украинским характером – это субэтническое различие. И все же такое различие есть. И это нормально.

Кроме шкурности украинцы слявятся гонором. Украинский гонор нарастает с востока на запад. Чем западнее, тем гонор больше. А потому что чем западнее, тем ближе Польша. А уж гонор поляков, всем известен.

Кроме жадности, анекдоты приписывают украинцам еще культ еды. Украинская «голосистость» тесно связана с культом еды и особенно их гастрономической любви к салу. Роль Кумира-обывателя – это вторая доминанта украинского характера.

Вот как написал про себя и своих соотечественников Валерий Хорошун:

Нельзя не вспомнить про украинские застолья с песнями, которые уступают лишь кавказским с их песнями и длинными тостами. Тамада – это кавказское явление.

В российской семье народов кавказцы имеют оттенок характера Кумира. Существуют общекавказские черты характера, присущие если не всем, то большинству жителей Кавказа. Они сразу заметны всем не кавказцам. Отсюда появилось словосочетание «лицо кавказской национальности», хотя такой нации не существует.

На Кавказе существует культ храбрецов, но ни одного завоевания с территории Кавказа не было, поскольку героизм не является доминантой общекавказского характера. И напротив, сам Кавказ всегда был объектом захвата.

Кавказская кухня отличается обилием специй и острыми приправами. Напомним, что развитая вкусовая и пищеварительная система с центром – горловой чакрой «вишудха» – характерная черта Кумира. Кавказцы очень гордые, кичливые, тщеславные, любят показуху, «понт», очень боятся «продешевиться». На Кавказе развита почтительность к старшим. На Кавказе покорные жены. Кавказец ни за что не встанет на колени перед дамой, в отличие от Дона Гуана. Кавказцы могут легко унижать других, но сами не переносят унижений или оскорблений. Это оттого, что роль Кумира – любимая роль кавказцев.

Даже не понимая языка, на котором идет общение в компании кавказцев, легко заметить, что обычно разговор ведется «на понтах», с заносчивостью, со стремлением выпендриться друг перед другом. Этому стремлению подчинена вся жестикуляция, позы, одежда.

Вот что писал офицер Туземной дивизии Де Витт:

На Кавказе, как в любом другом месте, есть люди с разными характерами. Как везде, встречаются все 7 типов характеров. Есть и люди с героическим характером, неуемные, несносные и вдохновенные. Такие кавказцы, которые не вписываются в местные клановые структуры, – самые непокорные, едут на север – в Россию. Поэтому мы сталкиваемся с теми из них, у кого, кроме общекавказских черт характера, еще ярко выражены личные героические черты характера.

Кавказ – это тоже семья, в которой народы распределены по принципу 7 «Я». В каждом народе есть полный набор всех 7 типов характеров. На Кавказе проживает много народностей. И именно заносчивый фон кавказских характеров позволяет не слиться огромному числу народов в единое «МЫ».

Встречается мнение, что Кавказ – это родина многих народов. Это неверно. Кавказ – это этнический заповедник. Там укрывались осколки народов от великих битв на просторах евразийских степей. Кавказ – не единственный этнический заповедник на планете. Есть и другие благодатные и труднодоступные места, где остатки разбитых народов находили укрытие.

Этнический характер народов каждого края или земли описывается не одной, а несколькими доминантами. Эти доминанты связаны в ролевую систему. Например, характер русского народа описывается доминантами «треугольника действия» – ролями Героя (), Друга (), Жертвы (). Характер народа отражается в его истории. Поэтому история России – это история подвигов, жертвенности и расширения территории.

В противовес доминантам русского характера доминанты характера народов Кавказа и Закавказья связаны в другую ролевую систему – «треугольник власти», который состоит из ролей Кумира (), Жертвы () и Злодея (). Нетрудно заметить, что свою роль Кумира кавказцы чаще всего утверждают через злобу и насилие, через жестокое подавление окружающих. Такой неуживчивый характер кавказцев предопределяет ограниченность их распространения: так, если русские живут на территории от Карпат до Аляски, то кавказцы лишь на своем, весьма ограниченном, клочке Кавказа.

В характерах народов Кавказа и особенно в Закавказье присутствуют черты характера Злодея-Педанта (). Многие кавказцы вспыльчивы, гневливы и жестоки. Кавказские войны отличаются жестокостью – это затяжные войны. В XIX веке Россия 50 лет вела войну на Кавказе. Зная злобный и кичливый характер кавказцев, русские войска выработали особую тактику боя. При штурме крепостей и укреплений они не окружали кавказцев полностью – всегда оставляли им путь к отступлению. Русские поняли: если кавказцам не оставить возможности «с честью» отступать, то они натянут папахи на глаза, возьмут в каждую руку по шашке и будут, захлебываясь ненавистью, рубиться, пока не будут убиты. А если им дать возможность отступления, то они после небольшого боя гордо отступят. Тогда их можно преследовать и без труда рубить – когда есть куда бежать, кавказцы бегут и героизма не проявляют.

Отметим, что Кавказ славится долгожителями – одна из примет злодейского характера.

В Российской семье народов роль хитрецов и остроумцев выполняют татары и народы Средней Азии. У этих народов есть своя неповторимая культура и национальные традиции. Характерные черты народов Средней Азии точно отражены в рассказах о Ходже Насреддине.

У прибалтийских народов проявлены оттенки шкурного характера и характера нюхача-витии (). Тут можно вспомнить рижскую парфюмерию, витиеватость речи и претензии на интеллигентность.

У литовцев еще проявлен оттенок героического характера: были литовские банды «лесных братьев», но не было эстонских и латышских.


Назад Оглавление Вперёд