Динамика отношений

Глава 3. ОТНОШЕНИЯ

В предыдущей главе речь шла больше о характерах людей, а в этой же главе речь пойдёт об отношениях между людьми. Прежде речь шла больше о людях, которые играют в ролевые игры, а теперь речь пойдет о ролевых играх, в которые играют люди. Речь пойдёт о движениях души, о психодинамике («психе» – это душа на греческом языке, а «динамо» – движение). Речь пойдёт о механизме отношений, о ролевой динамике отношений.

Но прежде, чем говорить о движениях души, надо кратко напомнить о том, что такое душа, как она устроена, из чего состоит и какими качествами обладает. Итак:

Внутренний мир человека состоит из души и разума:

  1. Разум (менталитет) – это мир образов, понятий и представлений.
  2. Душа (психика) – это мир чувств, эмоций, настроений и переживаний.

Понятия и представления живут в сознании человека, а чувства и эмоции – в его душе. Человек действует исходя из своих представлений под воздействием переживаемых чувств (эмоций).

Устройство души объясняет теория души (теория психики). Поскольку душа – это мир чувств, то в качестве теории души выступает ролевая теория чувств. Её суть такова:

Поскольку чувства – это не только язык души, но и язык отношений, то ролевая теория чувств является одновременно и ролевой теорией отношений. Учение о 7Я является одновременно и теорией характеров (душевных качеств), и теорией коллектива.

Душа описывается ролевой схемой чувств – схемой отношений между ролями. Схема души имеет вид семиконечной звезды.

Схема души – ролевая схема чувств и отношений между ролями

Любое чувство (эмоцию, настроение), любое отношение можно записать как пару ролей со стрелочкой между ними: первый символ записи указывает, от какой роли исходит отношение, второй – к какой роли это отношение обращено. Такое обозначение чувств называется ролевой записью.

Базовый набор чувств с ролевой записью каждого чувства приведен ниже в ролевой таблица чувств и порождаемых ими душевных качеств (черт характера).

Ролевая таблица чувств и душевных качеств (таблица души)

Роль Чувство Ролевая запись Душевные качества
Герой Вдохновение, азарт, кураж, драйв Пламенность, страстность
Скука, хандра Мятежность, непоседливость, нетерпеливость
Нежность, жалость, ласка Жалостливость
Шкурник Жадность, алчность, вожделение Жадность, завистливость, ревнивость
Недоверие, подозрительность Недоверчивость, мнительность, подозрительность
Озабоченность, тревога Беспокойность
Простак Недоумение, растерянность, озадаченность Тупость
Дружба, верность Верность
Неприятие, обида Обидчивость
Злодей Твёрдость, строгость, уверенность Честность, правдивость
Гнев, злоба, ненависть Гневливость, злобность
Серьёзность, сосредоточенность Занудство, ворчливость
Кумир Превосходство, гордость Заносчивость, высокомерие, спесивость, чванство
Радость, смех Праздность, зубоскальство
Благодушие, умиротворение Лень, сибаритство
Хитрец Неловкость, неуверенность Обходительность
Стыд, срам, позор Совестливость
Брезгливость, омерзение Чистоплюйство
Жертва Восхищение (возвышенное чувство) Высокая духовность
Ужас, страх Пугливость
Грусть, уныние, скорбь, печаль Меланхоличность

Переход от одной роли к другой проявляется в перемене чувств (эмоций) – переходе к чувствам, связанным с другой ролью. Например, если человек:

Утверждение о том, что каждое чувство – это отношение, исходящее от одной роли и обращённое к другой роли, означает, что

  1. переживая некоторое чувство, человек находится на той роли, С которой это чувство связано, т. е. на той роли, ОТ которой исходит отношение.
  2. обращаясь к другому с некоторым чувством, человек указывает (предлагает) другому человеку занять ту роль, К которой обращено чувство.
  3. Пример.

    Чувство превосходства () – это отношение, обращённое от роли Кумира к роли Поклонника . Если один человек обращается к другому с чувством превосходства, которое он выражает интонацией голоса, позой (выпрямленной спиной, гордо поднятой головой), жестами, то он находится на роли Кумира (Владыки) . При этом своим чувством превосходства он указывает (предлагает) другому человеку, к которому обращается с превосходством, занять роль Поклонника . Тоном превосходства он «указывает место» – указывает другому занять роль Поклонника.

    Другой человек может принять предлагаемую роль (роль, к которой адресовано чувство), а может и не принять. Так, если человеку, к которому обращаются с чувством превосходства, не нравится пребывать в роли Поклонника, то он может сказать: «Что это ты тут передо мной из себя изображаешь? В каком тоне ты со мной разговариваешь? За кого ты меня принимаешь?!»

    Если же человек согласен с предложенной ему ролью Поклонника, то он в ответ может обратиться с чувством почтения, уважения (), связанным с ролью Поклонника и адресованным к роли Кумира . В этом случае, тот, кто восхищается, занимает роль Поклонника и своим восхищением предлагает тому, к кому обращено восхищение, занять роль Кумира.

Своё отношение люди выражают эпитетами, оценками, характеристиками. Чувства – это не только язык отношений, но и язык эпитетов, оценок, характеристик, моральных категорий. Поэтому на вопрос: «Каково это? Как вы оцениваете, как характеризуете это?» – отвечают: «Это восхитительно (грустно, смешно, скучно, ужасно, мерзко, подозрительно и т. д.)» – т. е. называют чувство, эмоцию, настроение, состояние души.

Чувства (эмоции, настроения) выражают интонациями и мимикой, жестами и позами. Однако не существует никакого особого языка поз, языка жестов, языка мимики, языка интонаций. Существует только язык чувств (он же язык отношений, он же язык души). А жесты, мимика, позы, интонации – это лишь средство выражения чувств (эмоций, настроений). Поэтому когда говорят о жестах или позах, то всегда добавляют эпитет, указывающий на отношение, с которым этот жест сделан, с которым принята поза. Например, жест может быть величественным (), пренебрежительным (), нервным (), жестом отчаянья () и т. д. Поза бывает гордой (), униженной (), стыдливой (), обиженной () и т. д.

Мир чувств, эмоций, настроений и переживаний – это только часть внутреннего мира человека. Кроме мира чувств и эмоций внутри человека живёт ещё мир образов, понятий и представлений.

Чувство, отношение может быть обращено не только человеку, но и предмету, ситуации, представлению или воспоминанию. В той или иной роли могут выступать не только люди или животные. Например, злыми бывают не только люди или животные (собаки), но и беды, болезни, невзгоды. Важным, значительным, достойным внимания может быть не только человек, но и событие, процесс, явление. Иначе говоря, человек одушевляет предметы своим отношением к ним.

Одушевлять вещь – это значит приписывать её чувства или отношения. Например: злая буря, нежное полотенце. А наличие чувств – это признак души. Ведь душа – это и есть мир чувств, эмоций, настроений и переживаний.

К одному и тому же предмету или событию разные люди могут относиться одинаково, а могут и по-разному – давать разные оценки, награждать разными эпитетами. Например, один говорит: «Это произведение (эта поп-звезда, политик, автомобиль, поступок…) прекрасно и восхитительно ()», а другой отвечает: «Вовсе нет! Это произведение (эта поп-звезда, политик, автомобиль, поступок…) гадко и омерзительно ()».

Коллектив людей или стая животных – это не просто набор отдельных особей, а целостное явление, обладающее внутренним устройством – системой отношений между членами коллектива (стаи).

Отношения внутри коллектива стремятся к стабильности, но достигается эта стабильность не сразу. Впервые собравшись в коллектив, люди сначала должны «притереться» друг к другу, т. е. должны разобрать роли (занять свои «места», занять своё положение в коллективе). Процесс «притирания» людей в коллективе – это процесс поиска стабильного состояния, как для всего коллектива в целом, так и для каждого его члена в отдельности. В ходе этого процесса «притирания» и возникает динамика ролевых отношений.

Умудрённые жизненным опытом люди знают, что в новом коллективе, «надо себя поставить» – надо заявить о своих претензиях на желаемую роль и добиться этой роли, т. е. добиться нужного положения в коллективе, нужного отношения к себе. Однако ролевые притязания не всегда принимаются. Желаемая роль может быть уже кем-то занята или на неё может претендовать кто-то ещё. Тут-то и начинаются ролевые разборки с выяснением отношений – т. е. начинается борьба за роли.

В зависимости от роли, притязания на неё и выяснение отношений происходят по-разному. Например:

Каждый хочет быть на роли, соответствующей главной доминанте его характера, ибо именно такое положение в коллективе является условием психического (т. е. душевного) комфорта для отдельного человека. Психический климат в коллективе человек расценивает как благоприятный лишь в том случае, если он имеет там возможность пребывать на роли, соответствующей главной доминанте его характера.

Одна и та же роль может быть приемлема (комфортна) для одного человека и неприемлема (дискомфортна) для другого человека. Например, если человеком восхищаются и восторгаются (), т. е. предлагают ему занять роль Кумира , то человек, в характере которого роль Кумира доминирует, возгордится (), начнет задирать нос, надувать щёки и т. д. – короче, примет предложенную ему роль Кумира и будет расценивать это как должное, как само-собой разумеющееся. Находясь на роли Кумира, он будет испытывать психический комфорт. Другой же человек, в характере которого роль Кумира не доминирует, если им восхищаются и восторгаются (), будет испытывать психический (т. е. душевный) дискомфорт, например, он может чувствовать неловкость от восторгов и поклонений в свой адрес.

Если человеку предложена или навязана роль, не соответствующая главной доминанте его характера, то у него возникает психический дискомфорт. Он стремится изменить отношение к себе, изменить своё ролевое положение в коллективе. В итоге, он либо добивается этого, либо смиряется со своей новой ролью: «стерпится – слюбится!», – либо покидает этот коллектив, и тогда про него говорят: «Не ужился в коллективе».

В ходе ролевых разборок может выясниться, что некоторые люди не желают «притираться» один к другому. Их взаимные ролевые предложения и притязания один для другого неприемлемы. Такое положение называют психической несовместимостью, т. е. несовместимостью душ, несовместимостью характеров. Люди с несовместимыми характерами один другого «терпеть не могут», «на дух не переносят». Между ними возникают конфликты – столкновения характеров. В производственном коллективе про таких, которые так и не «притёрлись» характерами, говорят: «Они не сработались».

В конечном итоге стабильное («притёртое») состояние коллектива может быть достигнуто двумя способами:

  1. либо коллектив набирает на вакантные роли людей с соответствующими доминантами характеров;
  2. либо характеры людей изменяются так, чтобы прийти в соответствие с отведёнными им ролями.

В конце концов, все члены коллектива «притираются» друг к другу, и отношения между ними стабилизируются. Стабильный, «сложившийся», «притёртый» коллектив – это коллектив со сложившимися и устоявшимися отношениями между его членами. Это коллектив, в котором люди разобрали между собой роли и сжились с этими ролями. В таком коллективе все 7 ролей заняты и, самое главное, – занимаемые роли устраивают всех членов коллектива.

Поскольку ролей именно 7, то всякий стабильный («притёртый») коллектив состоит из 7 членов – из 7Я. Именно отсюда и происходит слово «семья».

Семья – это не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – это обязательно «сложившийся», «притёртый» коллектив. Если характеры не притираются, то семья разрушится, и никакие узы родства или брака её от распада не удержат.

В конечном итоге, отношения людей в коллективе стремятся к абсолютно устойчивому, стабильному состоянию, которое возникает при выполнении следующих условий:

  1. в коллективе 7 членов (7 одушевлённых существ – людей или животных);
  2. каждый член коллектива обладает монохарактером, т. е. одна из 7 ролей абсолютно доминирует в его характере над всеми прочими ролями;
  3. каждый член коллектива находится на своей роли («на своём месте»), т. е. занимаемая человеком роль соответствует доминанте его характера.

Природа заложила в коллектив стремление к распределению характеров по 7 ролям, но такое распределение достигается лишь в пределе – в состоянии абсолютной стабильности коллектива. Лишь в пределе, у каждого из 7 членов коллектива может быть выработан монохарактер, т. е. такой характер, в котором одна из ролей доминирует абсолютно.

Монохарактеры и абсолютно стабильное состояние коллектива, в котором каждый человек со своим монохарактером находится на своей роли, может возникнуть лишь в условиях длительной изоляции 7 человек от общества, например на необитаемом острове или в глухом лесу. Только там Мёртвая царевна увидит 7 богатырей, Волк столкнётся с 7 козлятами, а Белоснежка встретит 7 гномов. Только там каждый из 7 членов коллектива станет обладателем монохарактера. Кстати, о характерах гномов можно судить по их именам: Ворчун, Чихун, Весельчак, Простак, Соня, Доктор, Тихоня.

Следует заметить, что абсолютно устойчивое, стабильное состояние коллектива трудно достижимо. Чтобы достигнуть этого абсолютно стабильного притёртого состояния, коллективу надо пройти долгий и сложный путь, сопряжённый с конфликтами внутри коллектива.

На своём пути к стабильному состоянию, коллектив постепенно подбирает членов на вакантные роли. В коллективе, не набравшем ещё 7 членов, встречаются промежуточные относительно стабильные состояния отношений между его членами. К ним относятся ролевые пары (ролевые связки) и ролевые треугольники. Вокруг ролевых связок и ролевых треугольников начинает формироваться коллектив, набирая членов на вакантные ещё роли.

Ролевые связки – это пары ролей, связанные встречными, в ролевом смысле, чувствами. Эти чувства, создающие ролевые связки, стремятся привести коллектив к состоянию стабильности. Ролевые связки, как относительно устойчивые состояния отношений, часто упоминаются в сказках и поговорках. Например:

Наряду с чувствами, которые стремятся привести отношения к относительно стабильному состоянию – связывают роли в пары (связки), – есть также чувства, которые вызывают ролевую нестабильность отношений.

Глядя на схему души (на ролевую схему чувств) можно заметить, что наряду с ролями, связанными встречными чувствами (встречными «стрелочками»), которые и создают устойчивые пары (ролевые связки), есть роли, и вовсе не связанные отношениями (нет «стрелочек» между некоторыми ролями), а есть роли, связанные лишь односторонними, «безответными» (в ролевом смысле) чувствами.

Безответное в ролевом смысле чувство – это когда в ролевой схеме чувств нет «стрелочки», направленной в обратную сторону. На приведённой ниже схеме они изображены «боковыми» жирными стрелочками,.

Кроме ролевых связок и безответных в ролевом смысле чувств, в структуре отношений между ролями можно выделить ещё и ролевые треугольники – роли, связанные в относительно устойчивые тройки. Каждый ролевой треугольник состоит из двух ролевых связок и одного безответного в ролевом смысле чувства.

Ролевые треугольники, как относительно устойчивые состояния отношений, также часто упоминаются в сказках, былинах, поговорках и художественных произведениях. Например:

Всего существует 7 безответных в ролевом смысле чувств, 7 ролевых связок и 7 ролевых треугольников. Ролевые связки и ролевые треугольники отношений являются элементами, из которых складываются те самые ролевые «игры, в которые играют люди». О них и пойдёт речь в последующих параграфах этой главы.


Назад Оглавление Вперёд