Динамика отношений (психодинамика)

Глава 3. ОТНОШЕНИЯ

В предыдущей главе речь шла больше о характерах людей, а в этой главе речь пойдёт об отношениях между людьми. Прежде речь шла больше о людях, которые играют в ролевые игры, а теперь речь пойдет о ролевых играх, в которые играют люди. Речь пойдёт о движениях души, о психодинамике («психе» – это душа на греческом языке, а «динамо» – движение). Речь пойдёт о механизме отношений, о ролевой динамике отношений.

Но сначала надо напомнить о том, что такое душа и как вообще устроен человек (концепция человека). Итак:

Иначе говоря, человек – это система, состоящая из 3 подсистемных уровней:

  1. Понятийный уровень (разум, менталитет)
  2. Эмоциональный уровень (душа, психика)
  3. Физиологический уровень (тело, «физио»)

Душа, разум и тело – это связанные между собой, но разные подсистемы человека. Когда спрашивают о самочувствии – речь идёт о физиологическом уровне. Вдохновение, злоба, радость, омерзение, страх – это чувства, это эмоциональный уровень, это душа, это психика. Теорема Пифагора, понятие о собственности – это понятийный уровень, это разум, менталитет.

Если смотреть на мир со стороны человека, то для него существуют 3 реальности:

  1. Объективная реальность, недоступная человеку непосредственно – это явления окружающего мира, это внешний для человека мир.
  2. Субъективная реальность (разум, менталитет) – это сознание человека, это мир смыслов и образов, понятий и представлений.
  3. Психическая реальность (душа, психика) – это мир чувств и эмоций, настроений и переживаний.

Внутренний мир человека состоит из души и разума:

  1. Разум (менталитет) – это мир идей, мыслей, образов, понятий и представлений.
  2. Душа (психика) – это мир чувств, эмоций, настроений и переживаний.

Понятия и представления живут в сознании человека, а чувства и эмоции – в его душе. Человек действует исходя из своих представлений под воздействием переживаемых чувств (эмоций).

Устройство души объясняет теория души (теория психики). Поскольку душа – это мир чувств, то в качестве теории души выступает ролевая теория чувств и отношений (ролевая теория психики). Её суть такова:

  1. Чувства – это язык души, поэтому всех существ, способных переживать чувства и эмоции, называют одушевлёнными существами.
    Русский язык не сомневается в существовании души и одушевлённых существ. В русском языке, говоря об одушевлённых существах, употребляют местоимения «кто», «кем», «кого», а, говоря о неодушевлённых существах, – употребляют местоимения «что», «чем», «чего».
  2. Для всех одушевлённых существ (людей и животных, мужчин и женщин) существует общий (базовый) набор чувств, из которого складываются все душевные переживания.
    У языка чувств есть своя азбука, свой алфавит. Подобно тому, как из ограниченного набора букв складываются все слова, а из слов – предложения, так и любые переживания складываются из ограниченного по количеству набора чувств. Этот набор чувств называется базовым набором. Подобно тому, как все вещества состоят из ограниченного по количеству набора химических элементов, приведённых в таблице Д.И.Менделеева, так и все душевные переживания складываются из элементов базового набора чувств.
  3. Чувства – не только язык души, но и язык отношений.
    Вопрос: «Как ты относишься?» – это всегда вопрос: «С каким чувством ты относишься?». Поэтому, в ответ на этот вопрос всегда называют какое-то чувство – «Я отношусь с восхищением (презрением, радостью, гордостью, ненавистью, недоверием, воодушевлением, ужасом и т.д.)».
  4. Отношения, явно или неявно, но всегда связаны с «местами», «положениями», «позициями» – т. е. с ролями. Речь идёт о психических ролях, а не о не ролях театра или кино.
    Тоном речи, жестом, позой, за которыми всегда стоит чувство, эмоция, отношение, можно «указать человеку его место», «поставить человека на место». Другое дело, что в ответ можно услышать: «Ты за кого меня принимаешь?! В каком тоне со мной разговариваешь?!» Такой ответ означает, что человеку не нравится та роль (то «место»), которую ему указали.
  5. Чувства, как язык отношений, обладают ролевой направленностью: каждое чувство – это отношение, обращённое от одной роли к другой.
    Любое чувство не только связано с некоторой ролью, но ещё и адресовано какой-то другой роли. Если бы чувства не обладали ролевой направленностью, то язык чувств не был бы языком отношений, и тогда тоном, эмоцией нельзя было бы человеку «указать его место», т. е. указать ему роль. Итак, чувства – это отношения между ролями.
    Любое чувство (эмоцию, настроение), любое отношение можно записать как пару ролей со стрелочкой между ними: первый символ записи указывает, от какой роли исходит отношение, второй – к какой роли это отношение обращено. Такое обозначение чувств называется ролевой записью.
  6. Всего существует 7 психических ролей. С каждой ролью связано 3 чувства. В итоге, базовый набор чувств состоит из 21 душевного состояния – из 21 чувства (эмоции, настроения).
    Душа описывается схемой души – ролевой схемой чувств – схемой отношений между ролями.
  7. В коллективе происходит распределение душевных качеств (черт характера) по 7 ролям. Каждая роль (психороль) порождает соответствующий ей тип характера (психический тип). Всего существует 7 типов характеров. Учение о характерах людей и распределении ролей в коллективе называется Учением о 7Я (семи Я).

Примечание

© Приведённые выше постулаты (основные положения) ролевой теории чувств и отношений созданы в результате интеллектуальной деятельности,
в силу чего являются объектом авторского права и принадлежат автору ролевой теории чувств и отношений Татарову Николаю Михайловичу.

Поскольку чувства – это не только язык души, но и язык отношений, то ролевая теория чувств является одновременно и ролевой теорией отношений. Учение о 7Я является одновременно и теорией характеров (душевных качеств), и теорией коллектива.

Душа описывается ролевой схемой чувств – схемой отношений между ролями. Схема души имеет вид семиконечной звезды.

Схема души, ролевая схема чувств, схема отношений между ролями © Татаров Николай Михайлович

© Схема души (ролевая схема чувств, схема отношений между ролями), а также все её изображения
защищены авторским правом и являются собственностью Татарова Николая Михайловича – автора этой книги.

Любое чувство (эмоцию, настроение), любое отношение можно записать как пару ролей со стрелочкой между ними: первый символ записи указывает, от какой роли исходит отношение, второй – к какой роли это отношение обращено. Такое обозначение чувств называется ролевой записью.

Базовый набор чувств с ролевой записью каждого чувства приведен ниже в ролевой таблице чувств и порождаемых ими душевных качеств (черт характера).

Ролевая таблица чувств и душевных качеств (таблица души)

Роль Чувство Ролевая запись Душевные качества
Герой Вдохновение, азарт, кураж, драйв Пламенность, страстность
Скука, хандра Мятежность, непоседливость, нетерпеливость
Нежность, жалость, ласка Жалостливость
Шкурник Жадность, алчность, вожделение Жадность, завистливость, ревнивость
Недоверие, подозрительность Недоверчивость, мнительность, подозрительность
Озабоченность, тревога Беспокойность
Простак Недоумение, растерянность, озадаченность Тупость
Дружба, верность Верность
Неприятие, обида Обидчивость
Злодей Твёрдость, строгость, уверенность Честность, правдивость
Гнев, злоба, ненависть Гневливость, злобность
Серьёзность, сосредоточенность Занудство, ворчливость
Кумир Превосходство, гордость Заносчивость, высокомерие, спесивость, чванство
Радость, смех Праздность, зубоскальство
Благодушие, умиротворение Лень, сибаритство
Хитрец Неловкость, неуверенность Обходительность
Стыд, срам, позор Совестливость
Брезгливость, омерзение Чистоплюйство
Жертва Восхищение (возвышенное чувство) Высокая духовность
Ужас, страх Пугливость
Грусть, уныние, скорбь, печаль Меланхоличность

© Ролевая таблица чувств, отношений и душевных качеств (таблица души) защищена авторским правом и является собственностью Татарова Николая Михайловича – автора этой книги.

Переход от одной роли к другой проявляется в перемене чувств (эмоций) – переходе к чувствам, связанным с другой ролью. Например, если человек:

Утверждение о том, что каждое чувство – это отношение, исходящее от одной роли и обращённое к другой роли, означает, что

Своё отношение люди выражают эпитетами, оценками, характеристиками. Чувства – это не только язык отношений, но и язык эпитетов, оценок, характеристик, моральных категорий. Поэтому на вопрос: «Каково это? Как вы оцениваете, как характеризуете это?» – отвечают: «Это восхитительно (грустно, смешно, скучно, ужасно, мерзко, подозрительно и т. д.)» – т. е. называют чувство, эмоцию, настроение, состояние души.

Чувства (эмоции, настроения) выражают интонациями и мимикой, жестами и позами. Однако не существует никакого особого языка поз, языка жестов, языка мимики, языка интонаций. Существует только язык чувств (он же язык отношений, он же язык души). А жесты, мимика, позы, интонации – это лишь средство выражения чувств (эмоций, настроений). Поэтому когда говорят о жестах или позах, то всегда добавляют эпитет, указывающий на отношение, с которым этот жест сделан, с которым принята поза. Например, жест может быть величественным (), пренебрежительным (), нервным (), жестом отчаянья () и т. д. Поза бывает гордой (), униженной (), стыдливой (), обиженной () и т. д.

Мир чувств, эмоций, настроений и переживаний – это только часть внутреннего мира человека. Кроме мира чувств и эмоций внутри человека живёт ещё мир образов, понятий и представлений.

Чувство, отношение может быть обращено не только человеку, но и предмету, ситуации, представлению или воспоминанию. В той или иной роли могут выступать не только люди или животные. Например, злыми бывают не только люди или животные (собаки), но и беды, болезни, невзгоды. Важным, значительным, достойным внимания может быть не только человек, но и событие, процесс, явление. Иначе говоря, человек одушевляет предметы своим отношением к ним.

Одушевлять вещь – это значит приписывать её чувства или отношения. Например: злая буря, нежное полотенце. А наличие чувств – это признак души. Ведь душа – это и есть мир чувств, эмоций, настроений и переживаний.

К одному и тому же предмету или событию разные люди могут относиться одинаково, а могут и по-разному – давать разные оценки, награждать разными эпитетами. Например, один говорит: «Это произведение (эта поп-звезда, политик, автомобиль, поступок…) прекрасно и восхитительно ()», а другой отвечает: «Вовсе нет! Это произведение (эта поп-звезда, политик, автомобиль, поступок…) гадко и омерзительно ()».

Коллектив людей или стая животных – это не просто набор отдельных особей, а целостное явление, обладающее внутренним устройством – системой отношений между членами коллектива (стаи).

Отношения внутри коллектива стремятся к стабильности, но достигается эта стабильность не сразу и не всегда. Впервые собравшись в коллектив, люди сначала должны «притереться» друг к другу, т. е. должны разобрать роли (занять свои «места», занять своё положение в коллективе). Процесс «притирания» людей в коллективе – это процесс поиска стабильного состояния, как для всего коллектива в целом, так и для каждого его члена в отдельности. В ходе этого процесса «притирания» и возникает динамика ролевых отношений.

Умудрённые жизненным опытом люди знают, что в новом коллективе «надо себя поставить» – надо заявить о своих претензиях на желаемую роль и добиться этой роли, т. е. добиться нужного положения в коллективе, нужного отношения к себе. Однако ролевые притязания не всегда принимаются. Желаемая роль может быть уже кем-то занята или на неё может претендовать кто-то ещё. Тут-то и начинаются ролевые разборки с выяснением отношений – т. е. начинается борьба за роли.

В зависимости от роли, притязания на неё и выяснение отношений происходят по-разному. Например:

Каждый хочет быть на роли, соответствующей доминанте его характера, ибо именно такое положение в коллективе является условием психического (т. е. душевного) комфорта для отдельного человека. Психический климат в коллективе человек расценивает как благоприятный лишь в том случае, если он имеет там возможность пребывать на роли, соответствующей доминанте его характера. Психический климат в коллективе человек расценивает как приемлемый, если он имеет там возможность пребывать на роли, соответствующей одной из превалирующих ролей его характера. Напоминаю, что доминанта характера – это наиболее превалирующая в характере роль.

Одна и та же роль может быть приемлема (комфортна) для одного человека и неприемлема (дискомфортна) для другого человека. Например, если человеком восхищаются и восторгаются (), т. е. предлагают ему занять роль Кумира , то человек, в характере которого роль Кумира доминирует, возгордится (), начнет задирать нос, надувать щёки и т. д. – короче, примет предложенную ему роль Кумира и будет расценивать это как должное, как само-собой разумеющееся. Находясь на роли Кумира, он будет испытывать психический комфорт. Другой же человек, в характере которого роль Кумира не превалирует, если им восхищаются и восторгаются (), будет испытывать психический (т. е. душевный) дискомфорт, например, он может чувствовать неловкость от восторгов и поклонений в свой адрес.

Если человеку предложена или навязана роль, не соответствующая превалирующим ролям его характера, то у него возникает психический дискомфорт. Он стремится изменить отношение к себе, изменить своё ролевое положение в коллективе. В итоге, он либо добивается этого, либо смиряется со своей новой ролью: «стерпится – слюбится!», – либо покидает этот коллектив, и тогда про него говорят: «Не ужился в коллективе».

В ходе ролевых разборок может выясниться, что некоторые люди не желают «притираться» один к другому. Их взаимные ролевые предложения и притязания один для другого неприемлемы. Такое положение называют психической несовместимостью, т. е. несовместимостью душ, несовместимостью характеров. Люди с несовместимыми характерами один другого «терпеть не могут», «на дух не переносят». Между ними возникают конфликты – столкновения характеров. В производственном коллективе про таких, которые так и не «притёрлись» характерами, говорят: «Они не сработались».

В конечном итоге стабильное («притёртое») состояние коллектива может быть достигнуто двумя способами:

  1. либо коллектив набирает на вакантные роли людей с соответствующими доминантами характеров;
  2. либо характеры людей изменяются так, чтобы прийти в соответствие с отведёнными им ролями.

В конце концов, все члены коллектива «притираются» друг к другу, и отношения между ними стабилизируются. Стабильный, «сложившийся», «притёртый» коллектив – это коллектив со сложившимися и устоявшимися отношениями между его членами. Это коллектив, в котором люди разобрали между собой роли и сжились с этими ролями. В таком коллективе все 7 ролей заняты и, самое главное, – занимаемые роли устраивают всех членов коллектива.

Поскольку ролей именно 7, то всякий стабильный («притёртый») коллектив состоит из 7 членов – из 7Я. Именно отсюда и происходит слово «семья».

Семья – это не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – это обязательно «сложившийся», «притёртый» коллектив. Если характеры не притираются, то никакие узы родства или брака семью от распада не удержат.

В конечном итоге, отношения людей в коллективе стремятся к абсолютно устойчивому, стабильному состоянию, которое возникает при выполнении следующих условий:

  1. в коллективе 7 членов (7 одушевлённых существ – людей или животных);
  2. каждый член коллектива обладает ярко выраженной доминантой характера (монохарактером);
  3. каждый член коллектива находится на своей роли («на своём месте»), т. е. занимаемая человеком роль соответствует доминанте его характера.

Природа заложила в коллектив стремление к распределению характеров по 7 ролям, но такое распределение достигается лишь в пределе – в состоянии абсолютной стабильности коллектива, которое может возникнуть лишь в условиях длительной изоляции 7 человек от общества, например на необитаемом острове или в глухом лесу. Только там Мёртвая царевна увидит 7 богатырей, Волк столкнётся с 7 козлятами, а Белоснежка встретит 7 гномов.

Если в условиях длительной изоляции окажутся не 7 одушевлённых существ, а меньшее их количество, тогда 7 ролей распределяются по превалирующим ролям характеров членов коллектива. В итоге, характеры членов коллектива станут взаимодополняющими в ролевом смысле.

Формирование коллектива начинается с объединения людей с совместимыми между собой характерами, т.е. таких людей, превалирующие роли характеров которых дополняют друг друга. Далее на вакантные в роли коллектив принимает людей, в характерах которых превалируют роли, соответствующие вакантным ролям в коллективе. В итоге, в коллективе оказываются объединены люди с совместимыми характерами, у которых в совокупности среди превалирующих ролей характеров присутствуют все 7 ролей. При этом количество людей в коллективе может быть меньше 7. Такой коллектив будем называть устойчивым, но НЕабсолютно устойчивым. Дальше начинается процесс превращения неабсолютно устойчивого коллектива в абсолютно устойчивый: члены коллектива притираются друг другу, занимаемые в коллективе роли превращаются в доминанты характеров, на вакантные роли подбираются новые члены.

Следует заметить, что абсолютно устойчивое, стабильное состояние коллектива трудно достижимо. Чтобы достигнуть этого абсолютно стабильного притёртого состояния, коллективу надо пройти долгий и сложный путь, сопряжённый с конфликтами внутри коллектива.

На своём пути к стабильному состоянию, коллектив постепенно подбирает членов на вакантные роли. В коллективе, не набравшем ещё 7 членов, встречаются промежуточные относительно стабильные состояния отношений между его членами. К ним относятся ролевые пары (ролевые связки) и ролевые треугольники. Вокруг ролевых связок и ролевых треугольников начинает формироваться коллектив, набирая членов на вакантные ещё роли.

Ролевые связки – это пары ролей, связанные встречными, в ролевом смысле, чувствами. Эти чувства, создающие ролевые связки, стремятся привести коллектив к состоянию стабильности. Ролевые связки, как относительно устойчивые состояния отношений, часто упоминаются в сказках и поговорках. Например:

Наряду с чувствами, которые стремятся привести отношения к относительно стабильному состоянию – связывают роли в пары (связки), – есть также чувства, которые вызывают ролевую нестабильность отношений.

Глядя на схему души (на ролевую схему чувств) можно заметить, что наряду с ролями, связанными встречными чувствами (встречными «стрелочками»), которые и создают устойчивые пары (ролевые связки), есть роли, и вовсе не связанные отношениями (нет «стрелочек» между некоторыми ролями), а есть роли, связанные лишь односторонними, «безответными» (в ролевом смысле) чувствами.

Безответное в ролевом смысле чувство – это когда в ролевой схеме чувств нет «стрелочки», направленной в обратную сторону. На приведённой ниже схеме они изображены «боковыми» жирными стрелочками.

Кроме ролевых связок и безответных в ролевом смысле чувств, в структуре отношений между ролями можно выделить ещё и ролевые треугольники – роли, связанные в относительно устойчивые тройки. Каждый ролевой треугольник состоит из двух ролевых связок и одного безответного в ролевом смысле чувства.

Ролевые треугольники, как относительно устойчивые состояния отношений, также часто упоминаются в сказках, былинах, поговорках и художественных произведениях. Например:

Всего существует 7 безответных в ролевом смысле чувств, 7 ролевых связок и 7 ролевых треугольников. Ролевые связки и ролевые треугольники отношений являются элементами, из которых складываются те самые ролевые «игры, в которые играют люди». О них и пойдёт речь в последующих параграфах этой главы.

Какими бы сложными ни казались перипетии жизненных отношений – это всё равно ролевые отношения. Любую жизненную ситуацию можно «прочитать» – понять ролевой смысл отношений, возникших в этой ситуации.

Общее правило оценки ситуации таково: сначала надо понять, что происходит, а затем – кто участвует.

  1. что происходит – каков ролевой смысл ситуации;
  2. кто участвует – люди (или животные) с каким складом характера вступили в отношения в данной ситуации.

Ролевая теория чувств и отношений не предоставляет готовых решений, не даёт готовых рецептов поведения в той или иной ситуации. Теория ничего не запрещает и ничего не навязывает. Однако с помощью теории можно найти нужные решения. С помощью ролевой теории чувств можно прочитать ту или иную ситуацию, оценить характеры участников, просчитать последствия тех или иных поступков. Но принимать решения и отвечать за их последствия придётся самому.

Лучше всего – научиться заранее предсказывать возможное развитие отношений и, либо не допускать возникновения ненужных ситуаций, либо избегать участия в ненужных перипетиях. Надо «просчитывать» ролевую ситуацию вперёд, подобно тому, как водитель автомобиля всегда «просчитывает» вперёд дорожную обстановку.


Назад | Оглавление | Вперёд