Известно, что у народов (наций, этносов) есть свои психические особенности, свой национальный склад характера. Как уже говорилось ранее (смотри предыдущий параграф), причиной возникновения национальных характеров является распределение черт характера по принципу 7Я на своём уровне иерархии этносов.
Внутри человечества происходит распределение черт характера по суперэтносам, внутри каждого суперэтноса – по народам этого суперэтноса, внутри каждого народ (этнос) – по субэтносам и т.д. В итоге, каждый суперэтнос обладает своим суперэтническим складом характера, каждый этнос обладают своим этническим складом характера, а каждый субъэтнос обладают своим субъэтническим складом характера и т.д.
Склад характер народа можно оценивать также как и склад характера человека: выявить превалирующие в характере роли, доминанту характера и, в итоге, составить портрет души народа (психический портрет этноса). А можно ограничившись краткими портретами народной души, т.е. выявлять 2-3 превалирующие в национальном характере роли.
Судить о чертах национального характера можно не только по работам исследователей, но и по анекдотам, отзывам соседних народов, высказываниям известных личностей, суждениях военных о качествах пехоты того или иного народа.
Одним из точнейших свидетельств о национальном характере являются анекдоты. В анекдотах отражен опыт и коллективное мнение народов. Спорить с анекдотами бессмысленно. Каждый анекдот отшлифован миллионами рассказчиков. Люди пересказывают те анекдоты, которые им нравятся, то есть соответствуют их мнению и представлениям. Если какие-то черты характера подмечены и отражены в анекдотах, то так и есть на самом деле, такова подлинная правда.
Все анекдоты свидетельствуют о наличии у народов устойчивых черт характера. Часто персонажами анекдотов являются русский, «хохол», еврей, грузин, армянин, чукча, немец, француз, англичанин и т.д. Анекдоты отражают еще и мнение народов друг о друге. В анекдотах смеются над типичными представителями всех народов, но смеются по-разному: над одними смеются по-доброму, любя, а над другими зло и резко.
Ни в коем случае нельзя переносить представления о национальном характере того или иного народа на конкретных представителей этого народа. Нельзя говорить: «Мы все такие, а они эдакие». В каждом народе представлены всех типов характеров. В каждом народе есть и Герои, и Шкурники, и Кумиры, и Хитрецы…
В каждом народе, крае, городе, селе представлены все типы характеров. При этом каждый народ, земля и край имеют свои характерные черты, проходящие фоном сквозь быт, пронизывающие все традиции и культуру народов, населяющих эту землю.
Подобно тому, как ветер наклонят деревья, так и национальный характер придаёт определённые наклонности характерам представителей этого народа.
Национальный характер подобен цвету неба, который окрашивает в свой цвет все предметы. Характеры представителей народа подобны цветам радуги на фоне неба – на фоне национального характера этого народа.
Я не могу предсказать, чего нам ждать от России.
Россия – это загадка, завёрнутая в тайну, помещённая внутрь головоломки.
(Уинстон Черчилль. Радиовыступление на BBC 1 октября 1939 года)
Подобно тому, как изучение души надо начинать с себя, так и изучение национальных характеров надо начинать со своего народа, т.е. с нашего российского суперэтноса и русского народа. Самих себя надо изучить подробнее, чем других. Русский характер является источником многих бед и побед России, успехов и неудач русского народа. Нам, русским, надо обязательно разобраться в себе, в своём национальном характере. Надо составить портрет русской души, обязательно обратив внимание на те роли, качеств которых русской душе не достаёт.
На протяжении последних 2-3 веков в российском обществе велась дискуссия о том, является ли Россия частью Западной цивилизации?
Вот как об этом пишет Сэмюэл Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций»:
Вопрос о том, является ли Россия частью Запада, или она возглавляет свою особую, православно-славянскую цивилизацию, на протяжении российской истории ставился неоднократно. После победы коммунистов проблема еще больше запуталась: взяв на вооружение западную идеологию, коммунисты приспособили ее к российским условиям и затем от имени этой идеологии бросили вызов Западу. Коммунистическое господство сняло с повестки дня исторический спор между западниками и славянофилами. Но после дискредитации коммунизма русский народ вновь столкнулся с этой проблемой.
Правильный ответ на вопрос о том, является ли Россия частью Запада таков: Россия – не Европа! Мы – не европейцы, но и не азиаты. Мы – россияне, мы – народы российской (евразийской) суперэтнической семьи народов. Мы – являемся самостоятельной суперэтнической частью человечества. У нас свой самобытный суперэтнический склад характера. У нас своя особая роль в семье суперэтносов человечества. Мы не входим, не входили и никогда не сможем войти в состав какого-либо другого суперэтноса даже если этого захотим.
Во все исторические эпохи российская суперэтническая семья народов была самостоятельной этнической целостностью независимо от того, был ли российский суперэтнос объединён в единое государство или разделён на несколько государств.
Российский (евразийской) суперэтнос – это объективно существующее явление, независимое от того в какие «политические одежды» российский суперэтнос облачён: Великая Тартария, Монгольская империя, Русское царство, Российская империя, СССР, СНГ. Россия всегда будет стремиться объединить народы российского суперэтноса. Иначе говоря, России всегда будут свойственны имперские замашки. Главное – объединяя народы в империю, не переходить климатические и геополитические границы своего суперэноса.
Территория, занимаемая российским (евразийским) суперэтносом обозначается в англо-саконской традиции как heartland («сердцевина», срединная земля).
Российский суперэтнос граничит с тремя другими суперэтносами: на западе – с западным суперэтносом, на юге – с «мусульманским» суперэносом, на юго-востоке – с восточно-азиатским (китайским) суперэносом. Граница между российским и западным суперэтносами – это граница возникновения зимой устойчивого ледового покрова на естественых водоемах. Российский суперэтнос от южного («мусульманского») суперэноса отделяет Чёрное море, Кавказ, Каспий и пустыни Средней Азии, а от восточно-азиатского суперэноса – пустыня Гоби. К переходным зонам между российским и другими суперэтносами относятся: Прибалтика, Западная Украина, Кавказ, юг Казахстана, Джунгария, Монголия, Маньчжурия, Хоккайдо.
Не должна смущать небольшая численность российского (евразийского) суперэтноса по сравнению с другими суперэтносами. Слишком неблагоприятен климат России для проживания людей. Чтобы жить в России и российском климате надо быть героем.
Русский национальный характер, как и характеры других народов, сформировался во времена, когда большинство людей жили в сельской местности. С развитием урбанизации национальный характер меняется, особенности сглаживаются, и черты характера выпирают уже не столь отчётливо, как прежде.
Российская суперэтническая семья народов живёт в своей обособленной от других климатической зоне. Климат России – холодный, с морозной зимой и резким перепадом температур между летом и зимой – отличается как от климата Западной Европы (мягкого, умеренного, ровно увлажнённого зимой и летом, с безморозными зимами, без резкого перепада температур между зимой и летом), как климата «Мусульманской цивилизации» (жаркого и засушливого), так и от влажного жаркого, муссонного климата Китая и других стран Восточной Азии.
Российский климат – суровый климат. В России долгая, холодная, морозная зима с коротким летом. Летний климат не стабилен. Годы с жарким и засушливым летом перемежаются годами с холодным и дождливым летом. Большинство земель России находятся в зоне рискованного земледелия, т.е. урожайные годы чередуются с неурожайными. Урожай может вырасти, а может и не вырасти.
Чтобы прокормиться самому и прокормить свою семью в российском климате каждому земледельцу надо много земли. Поэтому население редкое, деревни маленькие и далеко отстоят друг от друга. Каждую весну надо вывозить зерно для посева и навоз для удобрения полей. Каждую осень – вывозить урожай. Значит, нужна лошадь, а для неё и другого скота надо заготавливать на зиму сено. Надо строить тёплые дома, в домах делать большие печи. Надо заготавливать на зиму дрова.
Чтобы выжить в России надо вести сложное многовариантное хозяйство. Приходится совмещать земледелие со скотоводством, охотится, ловить рыбу, пользоваться дарами дикой природы.
Российский климат определяет особый хозяйственный уклад жизни, который требует от населения особых качеств и черт характера – находчивости и изобретательности, смелости и решительности, активности и самостоятельности. В редкие погожие дни необходимо работать на пределе сил, чтобы успеть собрать урожай, скосить, высушить и убрать сено.
Ритм русской жизни – это рваный ритм с постоянными внезапными переключениями от одного вида деятельности к другому и высокой степенью интенсивности работы. Тупая, монотонная и однообразная работа не соответствует укладу русской жизни. Русские не любят монотонной работы.
Русский климат, природа, ритм и хозяйственный уклад жизни требует от народа быть героями. Русский народ – это народ-герой. Лишь в чрезвычайных обстоятельствах в огне и буре, в войнах и революциях, Россия оживает и становится сама собой. В этом и состоит тайна «загадочной русской душа».
Если говорить коротко, то в русском национальном характере превалируют роли Героя, Простака и Жертвы, а качеств ролей Шкурника, Злодея, Кумира и Хитреца русской душе не хватает.
Героическому характеру свойственны вдохновенность, неприкаянность во время вынужденного простоя (скука преследует героев), жалостливость (русских легко разжалобить) и тяга к воде (баня как русская народная традиция, постоянное мытьё и неумеренный расход воды).
Жажда деяний рвется сквозь всю русскую литературу, главная тема которой – как преодолеть «тоску и скуку бытия». Шедевры русского романтизма – это образы вырывающего сердце из груди Данко и «Буревестника». А любимая тема сочинений в СССР – «В жизни всегда есть место подвигу!».
Русским свойственна отчаянная смелость. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…» (Некрасов)
Солдат дивизии «Великая Германия» Ги Сайер в своих мемуарах «Последний солдат Третьего рейха» признал: «Даже слепой видел, что русскими движет отчаянный героизм, и даже гибель миллионов соотечественников их не остановит».
Русскому характеру свойственны широта интересов и размах начинаний. Как сказал Маяковский: «Я планов наших люблю громадьё…» Мы всё делаем с размахом: если революция, то непременно мировая. Нам, русским, совершить невозможное, немыслимое, фантастическое удается лучше, чем обыденное и утилитарное.
Только в России ищут «русскую идею», смысл жизни, цель существования. Просто так жить, богатеть, да радоваться русским не интересно. Нужна сверхзадача, сверхмиссия.
Русских миллиардеров в конце интервью (при выключенном уже микрофоне) обычно спрашивают: «А что тебе дали твои миллиарды? Зачем они тебе?». На Западе такой вопрос невозможен. Богатство там – это цель и смысл жизни. А в России деньги – это лишь инструмент. Деньги не стоят того, чтобы на них потратить жизнь.
Русская неприкаянность, маета, скука и тягомотина, которые иностранцы ошибочно принимают за лень и безволие, это ожидание чего-то значимого, великого, на что не жалко потратить силы и жизнь. Это поиск увлекательного дела, которому можно отдать всего себя без остатка. Уж если доходит до настоящего дела русские работают с упоением, огнём, без сна и отдыха.
Производственные планы в СССР выполнялись в последний день при помощи аврала. Аврал мог длиться годами. Достаточно вспомнить работу советской экономики в годы Великой Отечественной Войны.
Вот поговорки фразы, которые отражают о русский характер:
По мысли Карамзина, русские привыкли подчиняться своей власти перед лицом извечной внешней опасности, но устремлённость к свободе, вольнолюбие не раз поднимало их на борьбу с внутренним насилием. Философ И. Ильин писал: «Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь… Мы родились в этой внутренней свободе, мы дышали ею, от природы несли её в себе». Н. Бердяев считал, что в «русском народе поистине есть свобода духа, которая даётся лишь тому, кто не слишком поглощён жаждой земной прибыли и земного благоустройства». Американский писатель Н. Мейлер говорил: «Русские не переносят, когда им навязывают чужую волю».
…
В своем сочинении «Путешествие из Москвы в Петербург» (название дано в полемике с сочинением либерала Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву») А.С.Пушкин приводит следующий диалог автора с англичанином:
Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?
Он. Его опрятность, смышленость и свобода.
Я. Как это?
Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро,
сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить
нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного
слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают
условия; никогда не встречал я между ими ни то, что соседи наши называют
un badoud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного
презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость
удивительны…
Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?
Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения! Есть ли
и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?
Особое место в русской жизни занимают вода и баня. Россия – холодная северная страна с обилием студёных рек и озер. Если сравнить карту плотности населения с картой расселения народов, то станет видно, что русские – это речники, живущие по берегам рек. Это отражено множеством однокоренных слов с водяным и речным смыслом: «Русь», «русло», «роса», «русалка». Русская дорога – это река.
Русские купаются не так, как европейцы. Это особенно заметно на международных курортах: европейцы там обычно либо лежат на берегу, либо плещутся на глубине чуть мельче, чем по пояс. Русские плавают долго и далеко – по принципу: «доплыву я до буя – не случится… ничего». Прибывая в новое место, русские первым делом интересуются: «А где тут у вас купаются?» – и лезут в ближайший водоем.
Баня как явление народной жизни, т.е. в сельской местности (в деревнях и на хуторах), есть только у русских и у финнов (сауна). В Русских деревнях у каждой избы есть своя баня. А иногда и по две бани (старая и новая) - это если все деревенские бани стоят рядком у реки или озера. В новой бане моются, а в старой барахло хранят. Когда новая баня приходит в негодность, старую баню разбирают на дрова и на её месте строят новую баню.
В бане моются как минимум 1 раз в неделю (по субботам), но есть любители бани, которые, приезжая в деревню в отпуск, моются в бане 2-3 раза в неделю или даже каждый день.
Одни из первых упоминаний о русской бане содержат летописи десятого века. В то время она носила названия мыльня, мовница, мовь, влазня, мовня, а также своё современное название – баня. Существует упоминание Нестора о банях, которое вошло в «Повесть временных лет». Путешествуя по разным странам, Апостол Андрей заметил в Великом Новгороде бани из дерева, где народ, обнажившись, бил себя вениками и в конце этого действия обливался ледяной водой:
«Видел древены бани: И как нажарят румяно их, от одежд сволокутся, да взяв молодое прутье, исхлещут себя так, что почти бездыханны выходят, да остудят водой тело свое истомленное. И вновь оживут. И творят не мученье себе, а мовенье».
В книге Д.К. Зеленина «Восточнославянская этнография», составленной по наблюдениям конца XIX в. указано: «Баня характерна для севернорусских; южнорусские и белорусы моются не в банях; а в печах; украинцы же вообще не особенно склонны к мытью… самой большой и даже болезненной чистоплотностью отличаются севернорусские».
Маленьких детей в русских деревнях мыли каждый вечер в остывающей печи. Сказка, в которой старушка (Баба Яга) пыталась «зажарить» мальчика в печи, – это впечатление малорусского (украинского) ребёнка о попытке вымыть его в остывающей, но ещё жаркой печи в северной Руси.
Украину (Малороссию), входившую в состав Российской империи, называли »немытой Россией», ибо в украинских сёлах не было бань. Да и сейчас там в сёлах бань нет.
Другая роль, превалирующая в русском национальном характере – это роль Простака. Это порождает такие черты национального характера как дружелюбие и тяга к равноправию. Замечено, что из русских обычно выходят плохие начальники. Они не пытаются поставить себя над подчинёнными, а строят с ними равные дружеские отношения.
Говорят, что в России две беды: дураки и дороги. Дураки – это Простаки, простые люди. Простодушие русского народа порождает такое качество национального характера, как уживчивость. За счёт этого качества русские умеют уживаться с народами. Именно за счёт уживчивости русский народ расселился от Балтики и Чёрного моря до Тихого океана.
Необходимо заметить, что превалирующие в русском национальном характере роли Героя и Простака создают устойчивую связку, которая порождает взрывной характер народа. Героям свойственно увлекать за собой простых людей, зажигать их. Гумилёв писал об этом как о «наведённой пассионарности». Но происходи это лишь в периоды чрезвычайных событий – войн или бедствий.
В статье «Что мы защищаем» (июнь 1941) Алексей Толстой писал:
В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжелые
годины легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день.
Был человек – так себе, потребовалось от него быть героем – герой.
Известные качества русской пехоты: общий героизм солдат, дружность натиска в наступлении и устойчивость в обороне, – это следствие русского национального характера.
Иностранцы, которые видят в русском народе лишь простых людей, всегда ошибаются. Герман Геринг на Нюрнбергском процессе посчитал роковой ошибкой правителей Германии, решивших напасть на СССР, то, что они «не знали и не поняли русских». Он, оправдываясь, утверждал: «Русский человек всегда был загадкой для иностранцев. Наполеон тоже его не понял, мы лишь повторили ошибку Наполеона».
Фельдмаршал Ф. Паулюс в плену сказал советскому офицеру:
А я вот уже в плену прочитал «Как закалялась сталь» и подумал: если бы мы отчётливо представляли себе, что в Красной Армии немало таких Корчагиных, в наши расчёты были бы внесены существенные изменения.
Что касается массового русского сознания, то для него характерно главенство духовных качеств над материальными благами, нравственных категорий над рациональными и политическими. С этим связаны свойственные русским идеализм и максимализм, мечта о всеобщем братстве и устремлённость к поискам правды и счастливой доли для всех людей.
Великая Отечественная война раскрыла героизм, самоотверженность и стойкость русских солдат. Английский историк М. Гастингс признал:
Русские были беспощадны в рукопашной, и особенно грозными противниками являлись в ночном бою. Все немецкие солдаты, побывавшие на Восточном фронте, а затем оказавшиеся на Западном, в один голос отмечают, что во время боёв с американцами и англичанами они могли свободно передвигаться по ночам, тогда как русские ни на минуту не давали покоя врагу.
Немецкий генерал Блюментрит отметил:
В обороне русская армия отличалась замечательной стойкостью. Русские мастерски и очень быстро строили фортификационные сооружения и оборудовали оборонительные позиции. Их солдаты показали большое умение вести бой ночью и в лесу. Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его физические потребности невелики, но способность, не дрогнув, выносить лишения вызывает истинное удивление.
…
К числу превалирующих ролей в русском характере также относится роль Жертвы. Эта роль отражена в русском богоискательстве, в «поповщине» и «достоевщине». Она придаёт русским людям не только жертвенность, но и чувство красоты, гармонии. Не будем говорить о русском искусстве, лучше обратим внимание на творения русской инженерной мысли – на внутреннюю красоту конструкций, созданных русскими инженерами и мастерами. Это гениальные конструкции: простые, надёжные и эффективные. Русские не умеют рекламировать свои товары, поэтому больше известно русское оружие (оно само «рекламирует» себя в бою): «трёхлинейка», автомат Калашникова, танки, ракеты и т.д.
До Революции 1917 года в России было очень много «святых» из народа. В каждом уезде или волости были свои «святые». Во времена СССР среди интеллигенции была распространена «внутренняя эмиграция» – когда человек, не принимая окружающей его действительности, «уходил в себя».
Писатель В. Личутин отметил: «Европейцы-католики, покупающие индульгенции, верящие лишь в деньги и рай на земле, никак не могут быть духом устремлены в зенит… Русский же взгляд постоянно устремлён в небо».
Шкурность, злобность, жестокость, заносчивость, хитрость не свойственны русской душе. Это означает, что в русском национальном характере не хватает качеств ролей Шкурника, Злодея, Кумира и Хитреца.
Русские народные сказки, в отличие от западноевропейских, – это героические сказки. Обычный сюжет русских сказок: Герой кого-то спасает. Если сюжеты западноевропейских сказок замешаны на выгоде, деньгах, обогащении, поиске золота или кладов, то в России другая, нежели в Западной Европе, мотивация деяний – героическая, а не шкурная.
Шкурный рай рыночной экономики непонятен и неприемлем для русского характера. Обывательские мечты о сытости и благополучии не свойственны русской душе. Русский народ нельзя увлечь шкурными или обывательскими идеями. Русская душа всегда будет рваться к новому, неизведанному, захватывающему дух и поражающему воображение.
…
Русский народ состоит из субэтносов (из ветвей), некоторые из которых в ходе этногенеза получили «повышение» в этнической иерархии – выросли в самостоятельный этнос (народ), отдельный от русских. Речь, прежде всего, идёт об украинском народе, который вырос в этнос из субъэтноса – из малорусов (ветви русского народа) в отдельный народ – украинскую нацию. Белорусы пока ещё находятся на пути к превращению из субъэтноса (из ветви) русского народа в этнос (народ), отдельный от русских.
Если рассматривать собственно русский народ (великороссов), то можно выделить севернорусских, южнорусских, сибиряков. Севернорусские – это нечерноземная зона России, а южнорусские – это черноземье, которое в 90-е годы XX века называли «красным поясом» России, ибо там на выборах всегда побеждали коммунисты. Как уже говорилось в Главе 2 (см. §3 «Простак»), коммунистические настроения свойственны простым людям.
Черноземье (степь и лесостепь) и нечерноземье (лес) – это совершенно разные регионы по природе, качеству земли и хозяйственному укладу. Ещё во времена СССР было замечено, что среди победителей сельских олимпиад по математике и физике большинство составляли представители северных нечернозёмных областей России.
А мы попробуем спаять любовью… (Ф. Тютчев)
Российский суперэтнос – это семья народов разного происхождения, разных языковых групп. Прежде всего это соединение восточнославянских народов, в том числе разных ветвей русского народа, тюркоязычных народов и народов финно-угорской языковой группы.
И славяне, и тюрки, и финно-угры проживают не только на территории российского суперэтноса, но и на землях соседних суперэтносов. По этой причине существуют идеологические течения (панславизм, пантюркизм и «Великая Финляндия»), стремящиеся объединить народы одной языковой группы в одном государстве. Этого не получится. Можно удерживать в одном государстве лишь народы, относящие к одному суперэтносу. Чтобы удерживать народы, относящиеся к переходным зонам между суперэтносами, надо прикладывать заметные военные усилия. В Российской империи этим занимались казачества.
Народы Прибалтики, Кавказа и южного Казахстана проживают в переходных между суперэтносами зонах и не относятся к российскому суперэтносу. Хотя, возможно, в будущем некоторые из них вживутся в российскую суперэтническую семью народов.
Ниже речь пойдёт о характерах народов Российского суперэтноса. Тут важно обратить внимание, что в характерах народов Российского суперэтноса присутствуют такие черты, которых не хватает русским. Иначе говоря, характеры этих народов дополняют русский национальный характер.
а) Украинцы
Начнём с анекдота про украинца:
Война. Один солдат несёт другого – раненого, украинца.
– Пристрели меня, не донесёшь… – говорит раненый украинец.
– Патронов нет…
– А ты купи у меня! – отвечает раненый украинец.
Анекдоты и поговорки выставляют украинцев:
«Чужой беды не бывает» – говорят русские. «Моя хата с краю» – говорят украинцы.
Ещё во времена СССР русских, живших или подолгу бываших на Украине, удивляло, что у украинцев ценности были только материальные.
Украинский историк и публицист Олесь Бузина писал:
Кроме классических форм правления – республика и монархия, диктатура и демократия – есть ещё много специфических. Одна из них называется клептократией, что переводится с древнегреческого, как власть воров. И весь мир давно привык к тому, что образ правления на Украине – это именно клептократия в самом кристально чистом незамутнённом виде.
Всё вышесказанное даёт основание полагать, что одной из превалирующих ролей украинского характера является роль Шкурника.
Другая роль, превалирующая в украинском национальном характере, – это роль Кумира. Украинцы славятся не только шкурностью, но и гонором. Они очень любят быть начальниками. Вот как написал про своих соотечественников Валерий Хорошун:
…Если быть честным, то следует признать, что тайное или явное желание
стать пускай не гетманом, так хотя бы маленьким начальничком присутствует
в душах подавляющего большинства украинцев. Данная наша национальная особенность
была подмечена давно и оформилась в грубоватом, но точном афоризме «хохол
без лычек, как справка без печати».
Причем главным в этом стремлении к булаве является не столько желание руководить,
сколько, во-первых, гордо осознавать свой статус, во-вторых, получать от
этого соответствующие привилегии.
(Диагноз:
гетманомания. «Газета 2000», Украина, 29 января 2009 г.)
Чехов в письме А.С.Суворину 18 декабря 1893 г. даёт оценку украинского характера, указывая на превалирующие в характере роли Шкурника и Кумира:
Хохлы упрямый народ: им кажется великолепным всё то, что они изрекают, и свои хохлацкие великие истины они ставят так высоко, что жертвуют им не только художественной правдой, но даже здравым смыслом… Эти упрямые мужики всегда хватаются за великое, потому что не умеют творить малого, и имеют необыкновенные грандиозные претензии, потому что вовсе не имеют… вкуса… Это глубокомысленные идиоты, которые бранят Гоголя за то, что он писал не по-хохлацки, которые, будучи деревянными, бездарными и бледными бездельниками, ничего не имея ни в голове, ни в сердце, тем не менее стараются казаться выше среднего уровня и играть роль, для чего и нацепляют на свои лбы ярлыки «украинофильства».
Украинцы голосисты, а ещё им приписывают культ еды. Можно вспомнить украинские застолья с песнями. Всё это является следствием превалирующей в характере украинцев роли Кумира.
б) Татары
Анекдоты приписывают татарам смекалку, находчивость, хитроумие. В России считается, что только татары могут обмануть евреев.
Анекдот №1: Судились еврей и татарин. В итоге, судье дали 5 лет, а прокурору – 10.
Анекдот №2: Нашли еврей и татарин в пустыне 2 мешка: один с золотом,
а второй с яблоками.
Еврей схватил мешок с золотом, а татарину достался мешок с яблоками.
Идут дальше. Еврей говорит татарину:
– Давай в рынок поиграем… Я у тебя яблоки покупать буду.
Сел татарин, разложил яблоки, а еврей его спрашивает:
– Почём яблоко?
Татарин отвечает:
– Мешок золота… Да ты походи по рынку, поторгуйся.
На полях сражений татары побеждали не только удалью и мужеством, но и военной хитростью. Всё это означает, что к числу превалирующих ролей в татарском национальном характере относится роль Хитреца.
А ещё татарам приписывают настойчивость, рачительность, трудолюбие и гордость. Русскому характеру некоторых из этих качеств недостаёт.
в) Финно-угры
К финно-угорским народам России относятся: ханты, манси, коми, коми-пермяки, удмурты, марийцы, карелы, вепсы, саамы, мордва, ижора, ливы. За пределами России – это венгры, финны, эстонцы.
Чтобы понять характер финно-угров, надо обратить внимание на анекдоты про эстонских спринтеров. Ещё можно вспомнить про жестокость венгров и финнов, про жёсткость и неуступчивость мордвинов.
Это говорит о том, что к числу превалирующих ролей в национальных характерах финно-угорских народов относится роль Педанта. Русскому характеру качеств этой роли недостаёт.
Педантизм, как черта национального характера, свойственен немцам. В том числе и российским немцам.
г) Кавказ и Средняя Азия
Народы Кавказа и Средней Азии не относятся к российскому суперэтносу. Российская империя в своей экспансии на юг перешла границу российского суперэнососа.
Кавказ – это переходная зона между российским и Южным («мусульманским») суперэносом. На Кавказе присутствует явный признак переходной зоны – религозная чересполосица. Граница между российским и южным («мусульманским») суперэносом проходит по пустыня Средней Азии. Народы, живущие южнее этой грницы относятся к Южному («мусульманскому») суперэносу.
1. Несмотря на генетическую и языковую близость между славянскими народами российского и западного суперэтносов – это чуждые народы. Общеизвестно, что поляки, в массе своей, ненавидят русских. То же касается западных украинцев. У нас с поляками и «западенцами» общие гены, но разные души. Другие западные и южные славяне – хоть не испытывают ненависти к русским, но, приезжая к ним и общаясь с ними, понимаешь, что они другие, нежели мы. Чужие они нам по духу, хоть и близкие по происхождению.
Такая же картина у тюркских и финно-угорских народов России. Российские тюрки и финно-угры чужды тюркам и финно-уграм других суперэтносов. В начале XXI века в Россию на заработки начали массово приезжать среднеазиатские тюрки. Вскоре между ними и российскими тюрками начались конфликты, явно выходящие за рамки бытовых. Выяснилось, что несмотря на близость языков, общую религию и происхождение, у российских и среднеазиатских тюрок разная душа – очень велико различие национальных характеров, ибо они входят в состав разных суперэтносов.
Российские (евразийские) славяне, тюрки и финны ближе друг к другу, нежели к своим родственникам из других суперэтносов. Это тот случай, когда хороший сосед ближе, чем дальние родственники. Поэтому в России надо развивать идеологию евразийства, а панславянизм, пантюркизм и пр. пора отправить на идеологическую помойку.
2. Российский (евразийский) суперэтнос – это объективно существующее явление. На территории, занимаемой российским (евразийским) суперэтносом всегда будет возникать единое государство. Если Россия, как государство распадётся, то на её месте возникнет другое государственное образование (Евразийская империя или союз), которое начнёт успешную борьбу (политическую, экономическую, вооружённую) за воссоединение народов российского (евразийского) суперэтноса в единое государственное образование. Расширение этого государства остановится на границах евразийского суперэтноса: в Галиции, в Прибалтике, на Кавказе, в песках Средней Азии. Там Евразийская империя увязнет в борьбе за переходные между суперэтносами земли.
Так в истории уже не раз происходило. Когда распалась Золотая орда, на её месте возникло русское царство Ивана Грозного, превратившееся в Российскую империю. На обломках распавшейся Российской империи возник СССР. На обломках СССР возникает Евразийский экономический союз.
Основой Российской (Евразийской) империи был, есть и будет русско-татарско-финно-угорский симбиоз. Важно подчеркнуть: не славяно-тюркский, а русско-татарский. Под словом «татары» здесь следует понимать тюркоязычные народы евразийского суперэтноса (татары, башкиры, казахи, буряты, якуты и т.д.), которые столь же чужды тюркам «мусульманского» суперэтноса (туркам, туркменам, азербайджанцам, узбекам и т.д.), как и славяне евразийского суперэтноса чужды славянам европейского суперэтноса. Поляки ненавидят русских уже на протяжении многих столетий. Под словом «финно-угры» здесь следует понимать народы финно-угорской языковой группы, относящиеся к евразийскому суперэтносу.
3. По военно-стратегическим соображениям России необходимо удерживать или контролировать территории, относяшиеся к переходным между суперэтносами зонам. «Прибалтика – это не территория, а плацдарм» – говорили ещё в гитлеровском германском генштабе, а теперь говорят в НАТО. Впрочем, это касается не только Прибалтики. Среднюю Азию не зря называли «мягким подбрюшьем России» – оттуда удобно нападать на незащищенные регионы России.
Территории, относящиеся к переходным между суперэтносами зонам всегда будут склонны к сепаратизму. Как ни корми их, как ни ублажай, в удобный момент они всегда будут готовы отделиться от России. А отделившись, начинают притеснять и выдавливать русское население.
Удерживать территории, относящиеся к переходным между суперэтносами зонам, приходится вооружённой силой. Этим в Российской империи занималась не только армия, но и казачьи войска.
Удерживать регионы вооружённой силой – это очень затратный путь. Наиболее эффективным способом удержания переходных зон является полное выселение оттуда инородцев и заселение территорий русскими. Примеры: превращение севера Восточной Пруссии в Калининградскую область, а также выселение японцев с Курильских островов и юга Сахалина после 1945 года.
4. Всегда удобнее контролировать границу, проходящую по естественным рубежам: морям, рекам, горным хребтам, пустыням. Главное – не переходить геоклиматические границы суперэтноса. Для России естественными рубежами могут быть Балтийское море, Карпаты, Чёрное море, Кавказский хребет, Каспий, пустыни Средней Азии, Тянь-Шань, Гоби, Амур, Уссури, Тихий океан. В начале XX века, а также некоторое время после разгрома Квантунской армии и поражения Японии в 1945 году у России (СССР) была возможность обустроить границу по реке Ляохе, благо Маньчжурия относится к переходным зонам между российским и восточно-азиатским (китайским) суперэносами. Джунгария в те времена также могла оказаться под контролем России (СССР) – до 1949 года существовала Восточно-Туркестанская республика.
5. Главное – помнить, политики приходят и уходят, общественный строй и политический режим может измениться, но геополитические реалии неизменны. Геополитические противники могут лишь на короткое время стать союзниками или нейтралами, но вскоре они неизбежно станут противниками.
1. Приведённые в данном параграфе книги представления о российском («евразийском») суперэтносе, о естественных границах российского суперэтноса (российской цивилизации), о героическом характере русского народа и российского суперэтноса в целом, являются частью Учения о России (русской доктрины).
2. Представления о российском суперэтносе, его естественных границах, героическом характере русского народа, а также о характерах других народов, были приведены ещё в 1995 году в самой первой редакции книги, опубликованы в 1999 году в книге «Учение о семи “Я”», и, начиная с 2002 года, размещены в сети Интернет на сайте tatarow.narod.ru.
3. Мысли В.В.Путина о российской цивилизации, её естественных границах (границах исторической России), героическом характере русского народа и чертах татарского национального характера, высказанные в интервью 17 мая 2020 на телеканале «Россия 1», статье «Россия: национальный вопрос» в «Независимой газете» от 23.01.2012 и статье Владимир Путин: «Татар решил обмануть! Это не получится!» в «БИЗНЕС Online» от 27.07.2017 (https://youtu.be/Jj2IO9qBJ1E?t=78) хорошо укладываются в приведённые в этой книге теорию этносферы, теорию национальных характеров и геополитическую концепцию 7 суперэтносов (7 «цивилизаций»).