Есть люди, которых называют «простыми», «простоватыми», «простодушными». Говорят: «простой человек», «простой труженик», «простой немудрящий работяга». Во времена СССР часто употребляли речевой оборот: «широкие массы простого трудового народа».
Простые люди отличаются физической силой и выносливостью, но не славятся великим умом. Говорят: «сила есть, ума не надо».
Роль Простака обозначается символом . Согласно древним представлениям Роль Простака связана с сердечной чакрой «анахатой», которая отвечает за ритмы организма.
С ролью Простака связаны три чувства: верность (дружба, преданность), обида (неприятие, отторжение, отчуждение) и недоумение (растерянность). Эти чувства являются отношениями, обращёнными от роли Простака к ролям Героя (), Шкурника () и Злодея () соответственно. В схеме души эти чувства отображены стрелочками, исходящими от роли Простака .
С ролью Простака связано чувство недоумения, растерянности. Это чувство называют ещё чувством ошарашенности, обескураженности, озадаченности. Это чувство является отношением, обращённым от роли Простака к роли Злодея ().
Растерянность называют также чувством неожиданности. Это чувство возникает, когда человек опешил, оторопел от неожиданности. Такое положение вызывает ступор (замирание). Это состояние называют глупым, «дурацким» положением. В этом положении человек чувствует себя «полным идиотом». Он не знает, что говорить и делать. Человек тупо смотрит раскрыв рот, «таращит глаза», «смотрит, как баран на новые ворота», ничего не понимая, хлопает ресницами. При коллективном недоумении возникает «немая сцена».
Когда хотят жестами и мимикой выразить растерянность и недоумение, то пожимают плечами, разводят руками, почёсывают затылок, вскидывают брови. Чувство растерянности часто используют артисты, когда изображают дураков.
От чувства озадаченности и недоумения рождается такая черта характера, как простодушие. Людей же, которым свойственна простота души, т. е. людей, в характере которых доминирует роль Простака, называют простыми людьми.
У многих простых людей с возрастом становится такое выражение лица, будто бы они напряжённо пытаются понять, о чём вокруг говорят, в чём смысл происходящего.
Говорят, что «простота хуже воровства», ибо по душевной простоте и недомыслию человек может нанести гораздо больший ущерб, нежели вор.
Когда про человека говорят, что он «простой и немудрящий», то это «мягкое» выражение. Так говорят, если не хотят обидеть. А бывает, что говорят иначе: «тупой, как бревно» или «тупой, как пробка». Говорят: «примитивное одноклеточное существо». А ещё говорят: «дурак», «болван», «кретин», «дебил», «тупица», «лопух», «тормоз», «дуб», «недоумок».
Роль Простака можно ещё называть ролью Дурака. Когда старуха из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» говорила старику: «Дурачина ты, простофиля!», – она указывала на доминанту его характера. Когда одна подруга говорит другой: «Машка! Ты дура! Ты тупая овца!» – это означает, что в характере Маши превалирует или доминирует роль Простака (Дурака).
Когда простых людей называют «дубовыми» или «деревянными», то, с одной стороны, имеют в виду их недоумие и недомыслие, а с другой стороны – физическую силу и выносливость. Например, во времена СССР про лесотехническую академию злые языки говорили: «принимают дубовых – выпускают липовых».
Простой человек – он «неладно скроен, да крепко сшит». Одежда на нём сидит нелепо, при ходьбе топает. Шутки у него просты, и даже примитивны. Тонкого юмора, намёков он не понимает, с полуслова, на лету мысль не схватывает, между строк читать не умеет. Простой человек недогадлив.
Объяснять им нужно, как можно проще, как можно доходчивей, не вдаваясь в детали и подробности. Для них надо делать примечания, пояснения. Им надо всё «разжевать», расталдычить. Когда про книгу говорят, что она написана «доступно», «доходчиво», «понятным широким народным массам языком» – это означает, что книга написана для простых людей. Есть серия книг «For Dummies» (для дураков).
Таким людям надо много раз повторить одно и то же в разных вариантах. Поговорка «повторение – мать учения» – это поговорка для них. Теоретические занятия для них обязательно должны сопровождаться практическими занятиями. «Голую» теорию они не воспринимают.
Простому человеку проще сделать что-то самому, чем объяснить, как это делается. Про таких людей говорят, что у них «умные руки», что они «думают руками».
Всё сложное для них непонятно. Если что-то будет недостаточно подробно растолковано, «разжевано», расталдычино, они обязательно этого не поймут или поймут не так. Не зря про них говорят:
Дураку закон не писан.
Если писан, то не читан.
Если читан, то не понят.
Если понят, то не так.
Очень трудно затолкать, вколотить в их тупые головы хоть какие-то, даже очень простые мысли. Проще, не вдаваясь в подробности, сказать: «Надо поработать!». И верно, работать – это единственное, что у них хорошо получается.
Они работящие. Поэтому роль Простака можно ещё называть ролью Трудяги или ролью Простака-Трудяги.
Простые люди не создают нового. Они лишь воспроизводят приёмы и навыки, выработанные до них – «дедовские способы». Самый тяжёлый вопрос для простого человека – это вопрос «почему». Они знают «как», но не знают »почему». В ответ на вопрос: «Почему так делают, а эдак не делают?» – они будут лишь тупо таращить глаза и повторять: «Так делают, а эдак не делают». Ещё они любят фразу: «Меня так учили». О том, что можно самому чему-то научиться, а тем более что-то самому придумать, у них в голове не умещается.
Простые люди не понимают тонких мелодий. Зато они хорошо чувствуют простой ритм. Поэтому для них сочиняют простую ритмичную музыку по принципу «два прихлопа – три притопа». Такую музыку называют «попсовой» или популярной, т. е. понятной широким массам простого народа.
Простые люди часто попадают в глупые, дурацкие ситуации. Их надо постоянно опекать и контролировать, чтобы с ними чего не вышло. Жулики вокруг них так и вьются – норовят простого человека запутать, обмануть, обхитрить, обвести вокруг пальца. Простак – это «лох» на уголовном жаргоне.
Словарный запас у простых людей невелик. Мысли формулировать им трудно, поэтому обычно они разговаривают матом. Не ругаются, а именно разговаривают. Ибо в матерные слова и выражения не вкладываются понятия – только эмоции. Матерный язык – это язык, предназначенный для выражения эмоций. Мат – это ведь не только ругательства. В одни и те же матерные выражения можно вложить разные чувства: злобу, недоумение, восхищение, насмешку, зависть, досаду, превосходство, радость, тревогу, злобу, омерзение, скуку, вдохновение и т.д.
Простые люди нуждаются в постоянном трудовом ритме жизни. Прервав трудовой ритм жизни, простые люди долго не живут. Так происходит со многими пожилыми рабочими, прервавшими трудовой ритм жизни после выхода на пенсию. Год, другой – и нет человека. Умер. А ведь мог бы ещё жить да жить, работать и работать.
Другое чувство, связанное с ролью Простака, – это чувство дружбы, верности. Его также называют чувством товарищества, чувством коллективизма, чувством локтя, чувством единения, чувством солидарности, чувством «мы». Это чувство является отношением, обращённым от роли Простака к роли Героя ().
Простые люди – коллективисты. Они умеют быть хорошими, верными друзьями. Поэтому роль Простака можно также называть ролью Друга.
Сила любого коллектива – в его сплочённости, взаимовыручке и взаимоподдержке. Эти качества коллективу придаёт чувство дружбы, которое связывает членов коллектива. Спаянный чувством дружбы коллектив может действовать как единое целое: «Мы все, как один!». Если в таком коллективе людей миллионы, то он становится «рукой миллионопалой, сжатой в один громящий кулак».
Чувство «мы» порождает известные правила дружеских отношений: «сам погибай, а товарища выручай!», «один за всех и все за одного!» и т. д. Каждый член коллектива, сплочённого чувством верности, ставит интересы коллектива выше личных интересов. Девиз коллективизма – «равенство и братство».
Дух товарищества и коллективизма, отношения взаимовыручки и взаимоподдержки лежат в основе всех коммунистических движений и идеологий. Слово «коммунизм» происходит от слова «коммуна», что означает община. Коммунизм – это идеология общинности, коллективизма. Поэтому коммунизм всегда находил и всегда будет находить отклик и понимание в широких массах простого трудового народа. В прежние эпохи в разных странах также предпринимались многочисленные попытки создать общество всеобщего равенства. Это убедительно показал И.Р.Шафаревич в работе «Социализм как явление мировой истории».
Коллективизм порождает уравниловку. Коллективисты стремятся быть «как все», сделать всех одинаковыми: одинаковые одежды (униформа), одинаковые причёски, одинаковый достаток, одинаковый быт. Можно вспомнить одинаковую у всех одежду коммунистических стран: СССР сталинских времён, Китая эпохи Мао Цзедуна. Одинаковые френчи, одинаковые кепи и фуражки. Единая для всех учеников школьная форма специально придумана для того, чтобы подчеркнуть равенство, одинаковость всех учеников школы. Нарушение формы рассматривалось, как стремление выделиться, стремление нарушить равенство. Тот же смысл несёт корпоративная униформа, мундир.
Чувство единения порождает желание делать как все. «Все бежали – и я бежал!» – говорит один из персонажей кинофильма «Джентльмены удачи». Поэтому чувство коллективизма называют иногда «стадным чувством», поскольку именно оно собирает животных в стада, птиц – в стаи, а людей – в коллективы.
Выработка чувства коллективизма является смыслом всех коллективных ритуалов. Например, ритуальный коллективный танец устраивают многие племена непосредственно перед коллективной охотой, в процессе которой потребуется абсолютное взаимодействие и взаимопонимание, а на обсуждения времени не будет. Корпоративные празднования тоже преследуют цель выработка чувства коллективизма в корпорации.
Строевая подготовка – это армейский коллективный ритуал. Не случайно чувство «мы» ещё называют «чувством строя». Целью строевой подготовки в армии является выработка у солдат чувства единства коллектива.
Дружба воинов является необходимым условием боеспособности войска. Не случайно войско в прежние времена называлось дружиной. Без чувства дружбы, единства, взаимовыручки, товарищества и взаимопомощи подразделение не может действовать в бою как единое целое и заранее обречено на гибель.
Дружеские отношения в коллективе, отношения равенства, называются братскими отношениями. «Братьями» и «сёстрами» называют друг друга члены духовных орденов, духовных братств, подчёркивая равный, братский характер отношений между собой. Они тоже носили простую одинаковую одежду.
Члены преступных группировок тоже не зря называют друг друга «братками», «братанами» – этим они тоже подчёркивают отношения верности и взаимовыручки между собой.
Равенство членов коллектива подчёркивают, когда говорят о круге. В круге нет углов, нет сторон. Отсюда выражения: «круг равных», «круг друзей», «казачий круг», «круглый стол». «Рыцари круглого стола» – это рыцари, которые равны между собой. В кругу друзей нет иерархии. Герой в кругу своих друзей – лишь первый среди равных и не более того.
На протяжении всей истории заветной мечтой человечества была идея создать общество, где царили бы свобода, равенство и братство. Не зря лозунг «свобода, равенство и братство» был девизом революций. К таким отношениям внутри сообщества стремились основатели религиозных братств, общин и орденов.
Отношения в обществе, где царят свобода, равенство и братство – это отношения в кругу друзей. Встречаясь с друзьями, собираясь с ними за одним столом, выезжая с друзьями на дачу, на пикник, на шашлыки, на рыбалку, мы воспроизводим такое общество. Люди, собственно, и встречается с друзьями ради пребывания в обществе, где царят отношения свободы, равенства и братства.
У многих народов мира есть сказка о том, как отец на примере веника объяснял братьям необходимость держаться вместе, помогать друг другу, сохранять верность и дружбу, быть «один за всех и все за одного!». Каждый отдельный прутик или соломинку в венике легко сломать, но сломать веник целиком – нельзя. В единстве – сила.
Чувство дружбы свойственно всем одушевлённым существам. Дружат не только люди, но и животные. В крестьянских хозяйствах зачастую всех животных держат в общем хлеву. Бывает, например, что поросёнок дружит с телёнком: они вместе спят, одновременно одинаково реагируют на события.
…
Говорят, что в России две беды: дураки и дороги. Имеется в виду дураки во власти. Отрицательный по умственным способностям отбор во власть свойственен иерархическим структурам. Начальник, поднимаясь вверх по карьерной лестнице, тянет за собой вверх своих верных друзей, а те, в свою очередь, тащат за собой своих верных друзей. Но верность тесно связана с глупостью – это качества людей, в характере которых доминирует или превалирует роль Простака. Вот почему в иерархических структурах (армия, полиция и т.д.) много дураков на руководящих должностях.
Засилье дураков среди командиров является причиной того, что армия мирного времени, вступая в войну, поначалу терпит обидные поражения. Необходимо время, чтобы снять с должностей дураков и назначить проявивших себя командиров.
А вообще, чтобы избавиться от засилья дураков во власти необходимо создавать специальные общественные институты, выдвигающие во власть умных и способных людей. Некоторые из таких общественных институтов называют демократическими институтами.
Простые люди непритязательны. В коллективе они легче переносят тяготы и невзгоды. Говорят: «В тесноте, да не в обиде» – им лучше в тесном коллективе, чем в обиде, ибо обида (неприятие, отчуждение) – это еще одно чувство, связанное с ролью Простака-Трудяги, которое является отношением, обращённым от роли Простака к роли Шкурника ().
Известно: если человека обозвать дураком, то он обидится. Это происходит оттого, что чувство обиды связано с ролью Дурака (другого названия роли Простака). Роль обиженного – это роль Дурака. Не зря говорят: «Обиделся? – Ну и дурак!»
Обиду называют глупым чувством, т. е. чувством, связанным с ролью Глупца (другого названия роли Простака). А, как известно, «на обиженных воду возят».
Обиду называют расстройством души. Про обиженного говорят, что он находится в расстроенных чувствах.
Обиду называют чувством неприятия. Когда у человека возникает чувство обиды, то он поворачивается спиной, бросает трубку телефона, хлопает дверью, посылает к чёрту (или ещё подальше), объявляет бойкот, вычеркивает обидчика из своей жизни и прекращает с ним всякие отношения. «Не подходи ко мне, я обиделась…» – поётся в одной популярной песне.
Чувство обиды () часто идёт рядом с чувством недоумения () – ведь они связаны с одной ролью Простака. Поэтому когда всё запутано и непонятно, то возникает желание всё бросить, послать всё подальше.
Простые люди обидчивы – чувство обиды им близко, ибо связано с доминирующей в их характере ролью. С простыми людьми надо быть проще. Если они не поймут шутки, то могут обидеться.
Чувству обиды, неприятия посвящён рассказ С. Лема «Дознание» серии рассказов о пилоте Пирксе. В этом рассказе речь идёт о том, как при чрезвычайных обстоятельствах, возникших во время космического полёта, пилот Пиркс испытывал чувство неприятия к тем, кто преднамеренно создал эту ситуацию, и потому он под воздействием чувства неприятия бездействовал, т. е. бастовал, бойкотировал обстановку.
Многие из тех, кто служил в армии «срочную службу», помнят чувство неприятия всей царящей там обстановки, желание уйти в сторону, держаться от всего как можно дальше. За годы службы многие отвыкают от инициативы, мозги так отупевают, что им очень трудно потом заставить себя вновь думать и действовать самостоятельно. Это пример того, как навязанная в армии роль превращается в доминанту характера.
Поскольку с ролью Простака связаны чувства дружбы (приятия), обиды (неприятия) и недоумения (непонимания), то для простых людей всё делится на приятное, неприятное и непонятное. В том числе все окружающие делятся на приятелей (своих, наших), неприятелей (чужих, не наших) и непонятных людей. С чужими («не нашими») разговора и общения не будет. Для того чтобы хоть чего-то добиться от простых людей, с ними сначала надо «закорешиться», стать для них «своим», войти в их круг.
Несмотря на всю свою внешнюю неброскость, роль Простака имеет очень большое значение. Благодаря роли Простака существуют народы, существует этносфера человечества. Связанное с ролью Простака чувство единения () создает народы и другие общности людей, а чувство неприятия () не позволяет человечеству слиться в единый народ. Чувство неприятия разделяет человечество на народы, порождает ксенофобию – неприятие чужаков, инородцев, иностранцев.
Без объединяющего людей чувства «мы» () не было бы коллективов, общностей, народов. Человечество разделялось бы («квантовалось») только на отдельных людей. А без чувства неприятия к чужакам (), без ксенофобии человечество слилось бы в единую общность, и тогда не было бы разделения человечества на народы, т. е. не было бы этносферы.
Из души человека нельзя удалить «плохие» или «ненужные» чувства, нельзя удалить «полюс души», связанный с ролью Простака, поэтому человечество никогда не утратит своего разделения на народы. А если ещё вспомнить о стремлении коллективов к разделению по принципу 7Я (см. главу 1, §2 , п.9 «Ячейка общества»), то станет ясно, что человечество никогда не утратит своего этнического многообразия, не утратит своей этнической структуры.
Благодаря роли Простака существуют не только разделение людей на национальные общности. Все общности: и классовые, и религиозные, и национальные, – существуют благодаря разделению на «наших» и не «наших».
Стремление к единению, сплочённости, соборности проявляется в виде профессиональной, классовой, религиозной, этнической солидарности. Все партии и движения, стремящиеся объединить людей по профессиональному, классовому, этническому или религиозному признаку используют стремление к солидарности, сплочённости, единению. Все они стремятся собрать воедино силу широких масс, сделать их «рукой миллионопалой, сжатой в один громящий кулак».
Стремление объединить по религиозному признаку отражено в названиях религиозных организаций, например: «Православный союз молодёжи». Стремление объединить по национальному признаку отражено в названиях патриотических и националистических организаций («Русское национальное единство», «Союз русского народа» и т. д.). Встречаются организации, сочетающие классовую солидарность с религиозной или национальной. Например: «Национал-социалистическая рабочая партия Германии», «Всеобщий еврейский рабочий союз» (БУНД), «Христианско-социалистический союз».
Без объединяющего людей чувства «мы» () не было бы партий и объединений. А без чувства неприятия к чужакам () не было бы партийного и религиозного многообразия. Все были бы членами одной партии. Все были бы приверженцами одной религии.
Главная беда простых людей – примитивность мышления. Поэтому их обманывают и в повседневной жизни, и в общественной.
Во всех странах мира оппозиция утверждает, что власть не говорит народу всей правды. Это верно. Но народу вообще нельзя сказать всю правду. Народ не поймёт всей правды, ибо правда жизни гораздо сложнее тех примитивных представлений, которые способны уяснить себе простые люди. Поэтому для простого народа придумали пропаганду – упрощённые представления о политике и окружающем мире. Рядом с пропагандой идёт популизм – риторика, обещающая простым людям скорое и лёгкое решение их проблем.
Пропаганда – очень эффективный способ управления народными массами. Главное – ликвидировать неподконтрольные власти СМИ. Например, Наполеон, через 2 месяца после захвата власти, закрыл без объяснения причин 60 газет и оставил лишь 13, которые вскоре свелись к 4 газетам небольшого формата (англичане называли их «носовыми платками»).
Монополия власти на СМИ – это первый шаг к построению недемократического государства (автократии, диктатуры, тоталитаризма). Методы тоталитаризма описаны, например, в романе Оруэлла «1984». Признаки недемократического государства: бессменный правитель, профанация демократии, фальсификация итогов выборов, доминирующая в парламенте провластная партия, назначаемые центральной властью судьи, лишённое возможностей местное самоуправление, борьба против Интернета, подрывающего монополию власти на СМИ.
На «выборах» в недемократическом государстве всегда побеждает действующий правитель с результатом более 70% процентов. Оппозиция обвиняет власть в фальсификации результатов выборов, однако даже если отбросить приписанные голоса окажется, что большинство избирателей искренне голосуют за действующего правителя. Простой народ, своими голосами на выборах, раз за разом легитимизируют бессменного правителя и его режим.
Главная опора автократии – это простые люди, а главный инструмент власти – это пропаганда, нацеленная на простых людей в условиях монополии на СМИ. Простые люди, не склонные к самостоятельному мышлению, становятся лёгкой жертвой пропаганды. У простых людей «в голове телевизор».
Недемократические режимы обычно имитируют демократию, например, создавая в парламентах массовку из простых людей, не разбирающихся ни в проблемах общества, ни в законах, ни в управлении государством. Можно вспомнить Верховный совет СССР, преимущественно состоящий из представителей простого народа: доярок, пастухов и пр.
Внешне автократии выглядят прекрасно, но за фасадом успешного государства скрывается внутренняя гнилость. В отсутствии критики и наказания госаппарат стремительно разлагается коррупцией. Чиновники не занимаются реальными делами, а лишь держатся за свои должности, выслуживаются перед вышестоящими начальниками и воруют. Возможность безнаказанно воровать – это плата чиновникам за лояльность. Власть наказывает за воровство только нелояльных к ней людей: своим – всё, остальным – закон.
Из властных структур выдавливаются умные, инициативные, дееспособные люди, а страна погружается в болото застоя. Чем дольше в стране царит автократия, тем большее количество людей переходят в оппозицию режиму. А это, в первую очередь, умные, самостоятельно мыслящие люди. В итоге, власть теряет авторитет среди мыслящей части общества. А это верный путь к гибели. Власть накачивает госбезопасность и полицейский аппарат, усиливает репрессии против свободомыслящих людей, но в итоге правящую элиту свергают в ходе неизбежной революции. Разумеется, недруги из-за границы помогают совершить революцию, но причины революции всегда внутри общества, а не снаружи.
Простые люди – это не ведущие, а ведомые люди. Но идут они только за Героями. Идут по зову сердца, а не разума. Ум – их слабое место. Не Простаки затевают революции, но они создают массовку революции. Герои-пассионарии – это только наконечник копья. Герои сильны не сами по себе. Герои сильны своей харизмой – способностью зажигать и увлекать за собой массы простого народа. Поэтому для революционеров важно «захватить улицу» – привлечь на свою сторону простой народ.
Правящие круги шокирует внезапность революции. Ещё вчера верный и послушный народ, искренне голосовавший за бессменного правителя на выборах, сегодня уже встаёт на баррикады, идёт штурмовать правительственные учреждения. А правящая партия ни словом, ни делом не участвует в происходящем – как КПСС в 1991 году, хотя численность партии тогда насчитывала 18 млн. человек. Если в партии нет Героев, если нет людей искренних и страстных, нет честных и неравнодушных, то некому встать на защиту святынь, некому пойти на смертный бой, некому повести людей за собой.
Говорят, что «выборы отменяют революцию», но это касается только честных выборов. Фальсификациями итогов голосования и ложью правительственных СМИ власти обманывают лишь себя и Простаков. Но не все люди Простаки. «Шила в мешке не утаишь». Люди не прощают обмана. Доверие утрачивается один раз и навсегда.
Реально действующие институты демократии обеспечивают устойчивость общества. Демократические механизмы позволяют выдвинуть умных, дееспособных людей и отозвать вороватых лицемеров. Реальная демократия – это постоянно действующий механизм оздоровления власти на всех уровнях.
Демократические механизмы особенно важны на местном уровне – именно на местах там возникает большинство проблем повседневной жизни. Если избранное народом местное самоуправление окажется вороватым или не дееспособным, центральная власть не несёт за это ответственности. Власть скажет народу: «Вы их избрали – на себя и пеняйте». Другое дело если местные начальники, судьи и полицейские назначаются «сверху», тогда огонь критики за их действия обрушивается на высшее руководство страны.
Впрочем, подробный разбор социальных процессов – это тема отдельной главы или книги.
Назад | Оглавление | Вперёд