Исследования души

У каждого из 7 типов характера свои особенности: свой стиль, свои взгляды на мир, свои поступки. Попробуем через эти особенности ухватить различие между 7 типами характеров.

Характер человека отражается в стиле его одежды.

  1. Стиль Героя – это авангард, если вообще у него есть какой-то стиль. Обычно Героев не интересует их внешний вид. Они надевают то, что ближе лежит. Одеваются же в стиле авангард те, кто «косят» под Героя, кто стилизуется под Героя.
  2. Стиль Шкурника – это военно-спортивный стиль (удобный и функциональный).
  3. Стиль Простака – это ширпотреб (как у всех).
  4. Стиль Злодея-Педанта – это классика (строгий стиль, благородная простота, подчёркнутый отказ от излишеств).
  5. Стиль Кумира – это пышность и роскошь, это яркие и броские цвета чтобы выразить свою индивидуальность.
  6. Стиль Хитреца – это серая невзрачность, это стиль шпиона.
  7. Стиль Жертвы – это нежный гламур и цвета невинности.

У каждого типа свои жизненные идеалы и ценности.

  1. Для Героя – это огонь, страсть, вдохновение и упоение.
  2. Для Шкурника – эффективность, рациональность, выгода.
  3. Для Простака – верность, товарищество, единение и взаимовыручка. Чтобы было без обид.
  4. Для Педанта – стойкость и надёжность, порядок и аккуратность.
  5. Для Кумира – престиж и успех, радость и благополучие, достоинство и самоуважение.
  6. Для Хитреца – очищение и оправдание, заглаживание вины, смытие пятен позора.
  7. Для Жертвы – служение чему-нибудь светлому и высокому, жертвенность.

У каждого типа свой взгляд на мир.

  1. Для Героя всё в мире делится на скучное (), увлекательное () и милое (). Простое для Героя скучно, а трудное – увлекательно.
  2. Для Шкурника всё в мире делится на глупое (), подозрительное () и вожделенное ().
  3. Для Простака мир делится на своих (), чужих () и непонятных ().
  4. Для Злодея мир делится на слабаков, хлюпиков (), смутьянов () и том, что нуждается в серьёзном изучении ().
  5. Для Кумира всё в мире делится на низкое (), смешное () и несущественное (), на которое можно махнуть рукой.
  6. Для Хитреца всё в мире делится на неловкое (), постыдное () и мерзкое ().
  7. Для Жертвы всё в мире делится на великое (), ужасное () и печальное ().

У каждой роли своё назначение, свои достоинства и недостатки. У каждой типа свой грех. 7 ролей – это 7 «смертных грехов».

  1. Грех Героя – это непостоянство.
  2. Грех Шкурника – жадность.
  3. Грех Простака – тупость.
  4. Грех Педанта – жестокость.
  5. Грех Кумира – заносчивость.
  6. Грех Хитреца – подлость.
  7. Грех Жертвы – отчаяние.

Суть каждого из 7 типов характеров можно ухватить по поведению в той или иной ситуации.

Во время пьянки…

  1. Герой пытается всех увлечь в какое-то приключение: «пойти по бабам», набить вон тем моду.
  2. Шкурника «пробивает на измену». Он пытается перепрятать ценности («…тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать»). Поутру после попойки свои перепрятанные вещи он найти не может, зато обнаруживает у себя новые вещи – где-то по пути к рукам прилипли.
  3. Простак переживает обиды, рассказывает, как начальники простой народ обижают, но в итоге он уйдёт с Героем.
  4. Злодей поначалу занудствует, но в конце может стать злым и агрессивным.
  5. Кумира сперва «пробивает на хавчик», а когда он насытится, то начинает красноречиво болтать и похваляться.
  6. Хитрец витийствует и постоянно оправдывается. При этом сам он почти не пьёт, но подливает другим.
  7. Жертва «плачется в жилетку» и пытается исповедаться.

В бою на войне…

  1. Герой , расстреляв в горячке боя все патроны, бросится с гранатой на танк или побежит в штыковую атаку.
  2. Простак , влекомый чувством «Мы», побежит следом за своим другом-Героем.
  3. Шкурник будет экономить патроны, поэтому весь запас патронов не израсходует. После боя он пойдёт собирать трофеи. Займётся мародёрством.
  4. Злодей перед боем будет долго и тщательно рыть окоп, будет аккуратно выкладывать бруствер, педантично укладывать гранаты в вырытые ниши. В бою он подпустит врага поближе и саданёт в упор, будет бить наверняка, чтоб никто не ушёл. После боя он добьёт раненых.
  5. Кумира в бою видно не будет, но перед боем и после боя он будет всеми командовать и всех поучать, а после боя непременно хвастливо расскажет о своих подвигах, что «если бы не он…».
  6. Хитрец будет служить писарем при штабе или адъютантом командующего и в бою участия не примет.
  7. Жертва будет парализована ужасом и со смирением примет свою участь.

Нечто похожее произойдёт на пожаре…

  1. Герой бросится спасать кого-то из огня (мальчик спасает жалобно мяукающего котёнка).
  2. Простак , влекомый чувством «Мы», побежит следом за своим другом-Героем.
  3. Шкурник попытается прихватить, что плохо лежит.
  4. Злодей может попытаться навести во всем этом какой-то порядок, а после пожара проведёт расследование и накажет виновных со всей строгостью.
  5. Кумир будет пытаться всеми командовать, руками водить, но к огню даже близко не подойдёт.
  6. Хитреца на пожаре не будет, хотя потом, возможно, он будет чувствовать стыд и неловкость за своё поведение.
  7. Жертва будет парализована ужасом зрелища. Будет плакать.

Кто чего в жизни ищет…

  1. Герой жаждет огня, ищет накал страстей.
  2. Простак хочет приобщиться к коллективу, чтобы всё было понятно и без обид.
  3. Шкурник хочет всё рационализовать, из всего выжать выгоду, на всём сделать деньги.
  4. Злодей во всём будет пытаться твёрдой рукой навести порядок.
  5. Кумир из всего будет делать шоу, праздник, карнавал с собой в главной роли.
  6. Хитреца хочет во всем видеть игру ума, изящество и тонкость мысли.
  7. Жертва жаждет красоты, которая должна, по её мнению, спасти мир. Хочет прекрасного и возвышенного.

Как появляется новое.

  1. Всё начинается с того, что разум Жертвы-Слабака осеняет светлая мысль. «Очкастый умник» придумывает нечто новое и рассказывает об этом Герою .
  2. Герой-Энтузиаст загорается новой идеей и бросается воплощать её. Новое всегда продвигают энтузиасты.
  3. Простак помогает своему другу Герою.
  4. Когда Герой остывает к новому, за дело берётся прагматичный Шкурник . Он отбрасывает всё лишнее, упрощает и доводит до работающего образца, которую Шкурник выгодно продаёт.
  5. Педант доводит конструкцию, отлаживает её, выжимает из неё все, на что она способна. Получается шедевр.
  6. Кумир , убеждённый, что всё в этом мире делается только для него, красиво похваляется тем, как он пользуется этой вещью. Как это круто, как понтово. Выпендрёж – основа PR-продвижения на рынке. Продукт становится модным.
  7. Хитрец подпоёт Кумиру.

На неблагоприятные воздействия каждый тип реагируют своей системой организма:

  1. Шкурники реагируют шкурой (воспалениями кожи, чесоткой) или неврозами, нервными расстройствами.
  2. Педанты – сбоями или чрезмерной активизацией выделительной системы («прошибло потом», «у плохого солдата перед боем понос»).
  3. Кумиры – несварением или тошнотой («Вах! Кушать не могу!»).
  4. Хитрецы – насморком, астмой или обострением аллергии на запахи.
  5. Герои – горячкой, расстройством половых функций (проблемами с потенцией). Герои обычно при малейшей простуде температурят под 40°, а у педантов температура редко понимается выше 37,5°.
  6. Простаки – сердечными болезнями.
  7. Жертвы – ухудшением зрения.

    8.2 ВОЗРАСТ И ХАРАКТЕР

С возрастом характер человека меняется. В юности и молодости организм человека полон сил и энергии, поэтому героический характер свойствен молодым в большей степени, нежели пожилым людям. Героическое начало в человеке – это дух молодости, это энергия молодости. С голами энергетика организма ослабевает и в характере человека всё сильнее и сильнее начинают проявляться качества других ролей.

Когда человеку говорят: «Ну когда же ты наконец повзрослеешь? Когда начнёшь серьёзно к жизни относиться», – это означает, что ждут изменение героической доминанты характера на педантскую доминанту. А ежели говорят: «Ну, когда же ты наконец повзрослеешь, когда бросишь своё ребячество и мальчишество, остепенишься, станешь солидным, важным и достойным?» – это значит, что под словом «повзрослеть» понимают изменение героической доминанты характера на кумирскую доминанту.

Тот, кто «повзрослел», – он уже не может себе позволить пробежаться вприпрыжку, попрыгать на одной ноге, азартно погонять мяч с мальчишками – «ведь несолидно, возраст уже не тот!». «Повзрослевший» должен быть важным и спесивым, должен торжественно шествовать с гордо поднятой головой. Но дело не в возрасте, а в роли.

Герои не «взрослеют». Они остаются азартными и вдохновенными «мальчишками» до седых волос, до старости. Про них говорят, что «душа у них молодая».

Великий русский полководец генералиссимус Суворов до самой смерти был задорен, как мальчишка. Чтобы поднять войска в поход, он поутру кричал петухом, а перед Рымникским сражением, в свои 60 лет, не задумываясь о солидности поступка, залез на вершину самого высокого дерева, чтобы осмотреть позиции противника. Он вел себя явно несолидно, недостойно, по-мальчишески. Оттого солдаты верили ему, шли в бой на смерть и побеждали.

Суворов не любил пребывать в роли Кумира. Когда русские войска вступали в Милан, Суворов приказал своему денщику надеть роскошный, шитый золотом мундир и раскланиваться публике вместо себя.

Суворов часто говорил: «Вывеска дураков – гордость». Это верно. Чем глупее человек, тем более он стремится пребывать в гордой позе, тем более он лелеет в себе чувство собственного достоинства, тем более он стремится занять роль «центрального», «главного» – роль Кумира.

К старости энергетика организма ослабевает, человека начинают одолевать злые болезни. Поэтому многим пожилым людям становится близка роль Жертвы. Они начинают чаще задумываться о Боге, о спасении души, о тленности бытия…

С древних времён человек живёт вместе с прирученными им домашними животными. Коровы и лошади, овцы и свиньи, кошки и собаки, утки и гуси – все этих и других животных человек смог приручить и одомашнить благодаря своему животному началу – своей душе. Животноводство возникло исключительно благодаря животному началу в человеке.

Когда животные и люди живут вместе, то возникает общий коллектив, общая стая, общение в которой происходит на общем для всех одушевлённых существ языке – на языке души, на языке чувств и эмоций.

Между домашними животными бывают разные отношения. Иногда животные дружат между собой, а иногда враждуют. Бывает, что телёнок с поросёнком дружат между собой и спят в хлеву вместе. Про отношения вражды говорят: «живут, как кошка с собакой». Хотя часто кошки и собаки дружат между собой, если живут в одной семье.

Распределение членов коллектива по 7 ролям (по 7Я) не является исключительной особенностью какой-либо расы, народа или всего рода человеческого. Не всегда в коллективе (стае) состоящей из людей и животных человек выполняет роль главы. Бывает, что роль главы выполняет собака. Есть такие собаки, которые даже спят на кровати между супругами. Забавно слушать объяснения «хозяев» собаки по поводу ее беспредельной наглости, мол, порода у неё такая. Но тут дело не в породе собаки, а в её роли в данной семье (в данном коллективе). Но всё же чаще всего собаки выполняют роль Простака-Друга, поэтому им и дают соответствующие имена – «Друг» или «Дружок». Не зря говорят, что «собака – друг человека».

Одинокие люди или бездетные семьи обычно заводят домашних животных. Так они заводят себе друзей или тех, о ком можно заботиться. Животным в семье-стае отводятся роли, дополняющие характеры хозяев. Поэтому по характеру других домашних животных можно судить о характере их хозяев. То, что животные, как и люди, тоже обладают характером давно заметили натуралисты. Например, Сетон-Томпсон даже написал книги: «Животные-Герои» и «Судьба гонимых», где описал соответствующие характерам биографии животных.

Чтобы понять, чего от человека можно ожидать, как к нему относиться и как с ним обращаться, надо выяснить склад характера этого человека. Для этого надо провести психоанализ, т. е. провести исследование души человека, по итогам которого составить психический портрет человека, т. е. портрет его души. Напомню, что «психе» – это «душа» на греческом языке, а «анализ» – это «исследование».

Исследование души и душевных качеств состоит из 2-х этапов:

  1. Выявить в характере человека превалирующие роли – выяснить, качеств каких ролей (каких «Я», каких начал души) в характере переизбыток, а каких – недостаток.
  2. Распределить роли по степени их предпочтительности для этого человека. Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера (основное «Я» человека), менее предпочитаемая роль – его второе «Я», ещё менее предпочитаемая роль – его третье «Я» и т. д.

Чтобы узнать человека надо с ним «пуд соли съесть». Полноценный психоанализ можно провести лишь наблюдая за человеком длительное время. В реальной жизни такого времени нет – ухватить суть характера надо как можно быстрее. Для первичной оценки склада характера человека можно ограничиться первым этапом психоанализа – выявить лишь превалирующие в характере человека роли.

В учебных целях можно попрактиковаться в выявлении доминант характеров у персонажей известных сказок, романов, фильмов.

Вот задача про старика, старуху и золотую рыбку из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Требуется выяснить склад характера (выявить превалирующие роли) старика и старухи. Исходные данные задачи таковы:

Старик со старухой прожили вместе 33 года. За это время их характеры притёрлись. В их семье, состоящей из двух человек, произошло распределение качеств 7 ролей по двум членам коллектива. Вопрос лишь в том, кому из них какие достались роли.

Вернёмся к сказке. Однажды старику в невод попалась золотая рыбка. Она взмолилась, попросила отпустить её и пообещала «дорогой откуп». Старик отпустил её без выкупа, а, вернувшись домой, рассказал об этом своей старухе.

Итак, старуха называет старика – дурачиной и простофилей. Видимо, не в первый раз называет. Скорее всего старуха указывает старику на доминанту его характера – роль Простака . Сама же старуха проявляет деловую хватку. Роль Шкурника в их семье наверняка принадлежит старухе.

Вернёмся к сказке вновь. Старик пошёл к морю и выпросил у рыбки новое корыто.

Желание старухи хапнуть побольше приводит к возрастанию её запросов. Сначала она хочет не корыто, а избу. Затем:

Затем старуха «…уж не хочет быть она дворянкой, хочет быть вольною царицей«. И, наконец, старуха говорит:

Следует заметить, что по мере удовлетворения запросов, стремлениями старухи начинает двигать уже не жадность, а стремление возвысится. У старухи возрастают кумирские амбиции – желание властвовать. Скорее всего, в характере старухи переизбыток не только шкурности, но и кумирства.

В итоге, когда старуха захотела «чтоб служила ей сама золотая рыбка и была б у неё на посылках«, то у неё возник конфликт с золотой рыбкой. Предлагаемая старухой роль (быть на посылках) золотой рыбке явно не понравилась.

Вывод. Поскольку старик со старухой прожили вместе 33 года, следовательно они давно притёрлись друг к другу, у них возникла сложившаяся семья, состоящая из двух членов. В их коллективе все 7 ролей (7Я) распределены по характерам двух членов коллектива-семьи. Старухе достались роли Кумира (командует), Шкурника (хапуга) и Злодея (зло бранится), а старику – Простака, Жертвы (печалится) и Героя (жалостливый он и не корыстный – пожалел золотую рыбку и отпустил без откупа).

Старуха – глава семьи (ей досталась роль Кумира), а старик у неё «под каблуком». Он «муж мальчик, муж слуга из жениных пажей…«. Старуха бранила старика, командовал им, а он всё выполнял. Другой бы мужик (т. е. человек с другим складом характера) ещё за 30 лет до этого выбил из старухи спесь, заносчивость и прочие барско-начальничьи замашки. Другое дело, что может тогда, за 30 до золотой рыбки, склад характера у старухи был другой. Но муж ей достался слабохарактерный. Вот она его и подмяла под себя.

Чтобы выявить превалирующие в характере человека роли, надо обратить внимание на место, которое отведено ему в коллективе.

Вот задача на выявление доминат характеров трёх сестриц из пушкинской «Сказки о царе Салтане». Итак:

Три сестрицы длительное время находятся вместе и характерами они давно притёрлись. А о своих характерах девицы рассказывают сами:

Первая девица любит праздники и пиры, любит настроение праздника и веселья. Она начинает говорить первой, т. е. любит главенствовать. Скорее всего, ей отведена роль Кумира .

Вторая девица:

Вторая девица склонна к индивидуальной кропотливой работе. Более того: ей такая работа нравится. Скорее всего, вторая девица обладает педантичным характером .

Третья девица:

Третья девица знает, что есть царь и назвала его «батюшкой-царём», т. е. сразу явно признала его главенствующую роль и свою скромную роль при нём. Наверняка и среди сестриц ей была отведена скромная роль тихони, т. е. роль Жертвы-Поклонника . Даже если сёстры и не помыкали ею, но уж точно не уважали её.

И тут вдруг, в один момент, сложившиеся между сестрицами отношения ломаются. Ролевое положение третьей сестрицы внезапно изменяется – она становится царицей, а две другие по велению царя Салтана становятся поварихой и ткачихой. Царь «указал им место». А то ведь они царицами быть хотели, а про царя даже в разговоре даже не упоминали.

Дальнейший ход событий в сказке показывает, что новые роли, указанные царём, не устраивают двух сестриц – не соответствуют доминантам их характеров.

Впрочем и новая роль третьей сестрицы их тоже не устраивает. Первые две девицы на протяжении всей сказки стремятся извести третью, ставшую царицей.

Вот ещё задача на выявление превалирующих ролей в характерах персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино»: мальчика Фёдора (его зовут «дядя Фёдор»), кота Матроскина и пса Шарика.

Дядя Фёдор является инициатором и зачинщиком в коллективе. Он способен увлекать коллектив за собой – именно по его инициативе весь коллектив уезжает в Простоквашино. Дядя Фёдор жалостливый. Он, в итоге, возвращается в город, но только потому, что жалеет маму с папой. А может он вернулся ещё и потому, что надоела ему жить в Простоквашино. Скорее всего, в характере дяди Фёдора превалирует роль Героя .

Матроскин – ярко выраженный Шкурник . Он прижимистый и недоверчивый. Когда в доме появляется скворчонок, Матроскин говорит: «Сдаётся мне, зря мы его кормим» – и решает пристроить птичку к делу. Он выучивает скворца говорить «кто там-м-м?!», чтобы: «Если кто захочет у нас что-нибудь своровать, постучит в дверь, а ему ответят «кто там-м-м?!» – тот подумает, что дома кто-то есть, и ничего воровать не будет!» Шкурники всегда всех подозревают в стремлении украсть, ибо сами не прочь…

Шкурникам свойствен прагматичный, потребительский подход к людям. Они норовят всех к делу пристроить. Поэтому, когда приезжает Дядя Фёдор, Матроскин радуется: «Ура! Мой любимый Дядя Фёдор приехал! Теперь мы вдвое больше сена для моей коровы заготовим!»

Шарику Матроскин говорит: «Нет от тебя в доме пользы – так, может, из тебя ездовую собаку сделать? Давай тебя продадим!». Шкурники – хозяйственные. Оттого в доме у Матроскина и молока много: во всех вёдрах, тазах, и даже в умывальнике молоко налито. Как настоящий Шкурник, Матроскин всё время почёсывается.

Когда надо обмануть почтальона Печкина, Матроскин выдумывает весьма характерный для Шкурника рассказ про своего дядю, который якобы живет у сторожа на гуталиновой фабрике и оттого шлёт всем родственникам ворованный гуталин. У Матроскина в голове не укладывается, как можно сторожить что-то и при этом не воровать то, что сторожишь.

О предыдущей жизни Матроскина известно, что он жил на корабле. Зная шкурный характер Матроскина, можно предположить, что выгнали его с корабля за воровство.

В мультфильме есть характерный эпизод. Во время охоты Шарик тонет в пруду. На дно его утянуло тяжёлое ружьё. Проплывавший мимо бобёр говорит Шарику: «Отпусти ружьё, и ты всплывёшь». Шарик отвечает: «Если я домой без ружья вернусь, меня Матроскин совсем со свету сживёт. За ружьё ведь деньги плачены, а моя жизнь бесплатная! Останусь здесь» – и обречённо ложится на дно рядом с ружьём.

В характере кота Матроскина, кроме роли Шкурника ещё явно превалирует роль Кумира . Он стал главным в коллективе, когда дядя Фёдор уехал в город. Матроскин явно подмял под себя пса Шарика.

Псу Шарику отведена роль Простака . Характерно то, что Шарик мало говорит и часто обижается на Матроскина. В конце концов, отношения Матроскина и Шарика заканчиваются забастовкой Шарика. Он фактически объявляет бойкот, перестаёт разговаривать с Матроскиным и только рисует на печке «фиг вам!». После этого всякая деятельность в хозяйстве прекращается.

Следует заметить, что в прототипе мультфильма – сказке Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» – характеры описаны несколько иначе, нежели они отражены в мультфильме «Трое из Простоквашино». Поэтому мультфильм является самостоятельным произведением, хоть и сделанным по мотивам сказки.

    8.7 ЧЕТЫРЕ МУШКЕТЕРА

Вот ещё задача на выявление доминант характеров у персонажей романа Александра Дюма «Три мушкетёра»: Атоса, Портоса, Арамиса и примкнувшего к ним Д’Артаньяна.

Атос твёрдый и правдивый, замкнутый и молчаливый, холодный и жестокий. Он единственный, кто не сжалился над миледи и твёрдой рукой казнил её. Когда Атос направил на миледи пистолет и сказал, что выстрелит, если Миледи не отдаст ему бумагу кардинала Ришелье, то Миледи отдала ему бумагу, ибо знала твёрдость Атоса и не сомневалась, что он выстрелит. Именно Атос, будучи мужем миледи и страстно любив её, всё же безжалостно повесил её, как только увидел клеймо не её плече. Итак, в характере Атоса явно доминирует роль Злодея .

Портос глуп, тщеславен, хвастлив, заносчив, обожает роскошь и всё блестящее. Он любит вкусно и обильно поесть. Портос столь же тщеславен и в романе «Десять лет спустя» ( заказывая костюм, он требует, чтобы «золото было повсюду»), сколь и в первом романе «Три мушкетёра», где он в летнюю жару носил плащ на шитой спереди золотом перевязи, которая со стороны спины была из обычной кожи. «Понт» для Портоса превыше всего. В романе «Двадцать лет спустя» он ввязывается в приключения только ради титула «барон». А ещё Портос любит вкусно и обильно поесть. Итак, в характере Портоса явно доминирует роль Кумира .

В романе «Три мушкетёра» есть эпизод, в котором ярко проявилось различие характеров Атоса и Портоса. У Атоса была шпага с очень дорогим эфесом, которая висела на стене его комнаты. Атос не носил эту шпагу, не «понтовался» с нею. Тщеславный Портос попросил у Атоса поносить эту шпагу. В ответ Атос собрал все деньги, которые у него были, и предложил их Портосу, а про шпагу сказал, что она покинет комнату, лишь когда комнату покинет сам хозяин. Люди с твёрдым характером умеют так отвечать «нет», что второй раз их уже не спросят.

Арамис хитёр и скрытен. В его жизни есть тайная сторона. Он умеет составить двусмысленный текст письма. Он знает подходы к сильным мира сего. Мушкетёры посмеиваются над лицемерной, с их точки зрения, склонностью Арамиса к религии. В итоге Арамис сделал блистательную карьеру в тайном ордене иезуитов, проявив себя мастером интриги. Итак, в характере Арамиса доминирует роль Хитреца .

Вместе с тем, Арамис действительно склонен к религии. После нескольких попыток удалиться от мирских дел и приключений, он, в конце концов, принимает духовный сан. Это значит, что роль Жертвы является одной из превалирующих ролей в характере Арамиса.

Азартный и вдохновенный Д’Артаньян явно обладает героическим характером . Азарт и вдохновение Д’Артаньяна проявились в схватке с де Жуссаком. Вот как эту схватку описал А.Дюма:

Д’Артаньян способен увлекать за собой. Именно Д’Артаньян вовлёк трёх мушкетёров в опасные приключения, связанные с бриллиантовыми подвесками.

Различие характеров Атоса и Д’Артаньяна проявились в их манере драться на шпагах. В романе «Двадцать лет спустя» описан эпизод их схватки на пустынной ночной дороге, когда Д’Артаньян преследовал сбежавшего герцога де Бофора. В этой схватке Д’Артаньян азартно атакует, а Атос твёрдой рукой отбивает все выпады. Этот эпизод иллюстрирует ролевую связку Героя и Злодея-Педанта с твёрдой рукой (). О таких столкновениях поэты пишут: «Сошлися в схватке лёд и пламень…»

Д’Артаньяну удалось войти в коллектив друзей-мушкетёров на свойственной ему роли Героя потому, что в коллективе трёх мушкетёров роль Героя была вакантна.

С возрастом характер меняется. С возрастом У Д’Артаньяна начинает проявляется ещё и хитрость. Дюма называет Д’Артаньяна хитрым гасконцем. Можно предположить, что роль Хитреца была вторым «Я» характера Д’Артаньяна. А с возрастом, когда энергетика организма ослабевает и героизма становится всё меньше и меньше, второе негероическое «Я» начинает проявляться всё ярче и ярче.

Ещё задача на выявление доминант характеров у Труса, Балбеса и Бывалого – персонажей фильмов Л.Гайдая «Самогонщики», «Операция «Ы»», «Кавказская пленница».

Бывалый (его играет Моргунов) – он главарь в этом коллективе, он авторитет. У него властный и жёсткий характер, стало быть, ему отведены в коллективе роли Кумира и Злодея .

Балбеса (его играет Ю.Никулин) не зря так называют. Он туповат, ему свойственно чувство недоумения. В его характер явно переизбыток черт роли Простака . Кроме того Балбес постоянно пытается что-то прихватить – то бутылку вина, то тушу барана. Иначе говоря, в характере Балбеса переизбыток черт роли Шкурника .

В характере Труса (его играет Г.Вицин) можно заметить переизбыток черт роли Хитреца . Трус постоянно пытается словчить, испытывает чувство неловкости, «шестерит». Кроме того, он пуглив (поэтому его и называют Трусом) и склонен к любованию. Вторая доминанта характера Труса – роль Жертвы .

Чтобы понять склад характера человека надо составить его психический портрет, т. е. составить портрет его души. Для этого надо провести исследование (анализ) его души, т. е. провести психоанализ его личности. Надо напомнить, что «психе» (psyche) – это «душа» в переводе с греческого языка.

Исследование души состоит из 2-х этапов:

  1. Сначала надо выявить превалирующие роли, надо выяснить, качеств каких ролей (каких «Я») в характере переизбыток, а каких – недостаток;
  2. Затем надо распределить роли по степени их предпочтительности для этого человека. Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера (основное «Я» человека), менее предпочитаемая роль – его второе «Я», ещё менее предпочитаемая роль – его третье «Я» и т. д.

Мысленно перебирая роль за ролью, вспоминая жизненные ситуации, в которых ярко проявлялись те или иные черты их характеров, отмечая побудительные мотивы поступков, надо решить качеств надо выяснить, качеств каких ролей (каких «Я») в характере переизбыток, а каких – недостаток.

По итогам исследования души можно составить психический портрет человека (портрет души), который можно представить в виде таблицы. Вот, например, психический портрет типичного «нового русского» из лихих 90-х годов:

Роль Избыток (+) или Недостаток (–)
Герой + +
Хитрец
Жертва – –
Шкурник + +
Простак +
Кумир + +
Злодей

У типичного «нового русского» много энергии, амбиций и жадности, т. е. в его характере явный переизбыток черт ролей Героя , Кумира и Шкурника . «Новый русский» в меру простоват, входит в коллектив «братков», т. е. в его характере умеренно присутствуют качества роли Простака . У «нового русского» нет вкуса и чувства прекрасного, он не пуглив и не склонен впадать в отчаянье, т. е. в его характере явный недостаток черт роли Жертвы . «Нового русского» нельзя назвать жестоким и склонным к порядку, в нём мало хитрости (он прямолинеен), т. е. в его характере умеренно недостаёт черт ролей Злодея и Хитреца .

Вот ещё задача. Надо выяснить, кто такие жадины, хвастуны и дураки. О каких типах характера идёт речь в песне кота Базилио и лисы Алисы «О жадинах, хвастунах и дураках» из кинофильма «Приключения Буратино» (Слова Б. Окуджавы, музыка А. Рыбникова):

В этом куплете песни речь о людях, в характере которых доминирует роль Кумира . Такие люди склонны к хвастовству. Они желают возвысится в глазах окружающих. Любят делать широкие жесты, «кидать понты». Достаточно подпеть немного хвастуну-Кумиру, дать ему побыть на любимой им роли, и он начнёт проявлять щедрость, шиковать, швыряться деньгами, делать широкие жесты, »сбрасывать с барского плеча» и т. д. Жулики пользуются этой чертой характера.

Следующий куплет про жадину:

В этом куплете песни речь о людях, в характере которых доминирует роль Шкурника . А Шкурники жадные. Из желания не упустить «медный грош» они готовы сделать что угодно. Про них говорят: «удавится за копейку».

Следующий куплет про дурака:

В этом куплете песни речь о людях, в характере которых доминирует роль Простака . Цель жуликов – найти простачка, наврать ему «с три короба«, запутать его, и, в итоге, обмануть простого человека.

Итак, в песне кота Базилио и лисы Алисы «О жадинах, хвастунах и дураках» речь идёт способах игры на чувствительных струнах души трёх типов людей: Кумиров, Шкурников и Простаков.

    8.11 ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ

Душевные расстройство (душевная болезнь) – это такие отклонения в характере человека, при котором наблюдается чрезвычайный переизбыток или чрезвычайный недостаток качеств одной из ролей. Иначе говоря, душевная болезнь – это когда доминанта характера «зашкаливает».

На практике уже выявлены многие виды душевных расстройств и даны им названия. Например:

Поскольку существует всего 7 ролей, то должно существовать 14 основных видов душевных расстройств (душевной заболеваний): 7 душевных расстройств, при которых наблюдается чрезвычайный переизбыток качеств одной из ролей и 7 душевных расстройств, при которых наблюдается чрезвычайный недостаток качеств одной из ролей.

Наряду с 14 основными видами душевных расстройств должны встречаться и случаи их сочетания – это такие случаи душевного склад, при которых наблюдается чрезвычайный переизбыток или чрезвычайный недостаток качеств нескольких из ролей.

Необходимо подчеркнуть, что под психическими расстройствами следует понимать исключительно расстройства эмоциональной сферы. Другое дело, что душевные расстройства могут развиться в результате какой-нибудь физической травмы головного мозга или какого-нибудь другого физического поражения (например, заражения паразитами или вирусной инфекции). Душа, разум и тело – это хоть и разные, но всё же тесно взаимосвязанные подсистемы организма.

Надо напомнить, что внутренний мир человека состоит из души и разума.

Разум – это понятийная подсистема внутреннего мира человека, а душа – это его эмоциональная подсистема. Душа и разум – это связанные между собой, но разные подсистемы внутреннего мира человека. Кроме понятийного и эмоционального уровней в организме человека существует также физиологический уровень, который, однако, не относится ко внутреннему миру человека.

Каждым уровнем (каждой подсистемой организма) должен заниматься свой раздел науки:

Разумеется, при изучении организма в целом, необходимо соединить все три дисциплины – надо синтезировать физиологию, психологию и идеологию, – однако сначала их надо разделить. Как известно, при исследовании явлений последовательно применяются два взаимодополняющих метода – сначала применяют анализ, а затем – синтез (разложение и соединение – на греческом языке). Анализ – это вычленение подсистем данного явления. Синтез – выявление того, как эти подсистемы взаимодействуют между собой.


Назад Оглавление Вперёд