У А.С.Пушкина есть произведения, которые могут на первый взгляд показаться странными: вроде бы и сюжета в них нет, а если и есть, то какой-то незавершённый. И вообще непонятно, к чему это всё написано, о чём, в чём «нравоученье». Подобные «странности» – верный признак того, что такие произведения – чисто пророческие произведения. К таким чисто пророческим произведениям относится «Домик в Коломне», который написан особым стихотворным слогом – октавой:
Четырёхстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву…
Октава – это не только стихотворный слог, но математический объект. Строго говоря октавы – это гиперкомплексные числа с семью мнимыми единицами. Всего есть 3 вида гиперкомлексных чисел:
Таблица умножения единиц октавы такова:
1 | i | j | k | E | I | J | K |
---|---|---|---|---|---|---|---|
i | -1 | k | -j | I | -E | -K | J |
j | -k | -1 | i | J | K | -E | -I |
k | j | -i | -1 | K | -J | I | -E |
E | -I | -J | -K | -1 | i | j | k |
I | E | -K | J | -i | -1 | -k | j |
J | K | E | -I | -j | k | -1 | -i |
K | -J | I | E | -k | -j | i | -1 |
Операции над октавами отличаются от операций над обычными числами: произведение октав некоммутативно (т.е. A•B № B•A) и неассоциативно (т.е. (A•B)•C № A•(B•C)). Некоммутативность произведения октав отражает направленность процессов, а неассоциативность – последовательность событий. Ведь есть же разница между тем, что надеть сперва: ботинки или носки.
Октавы удобно использовать для описания явлений и процессов. В частности для описания представлений об устройстве мира приведённых в предыдущем параграфе.
Теория ритма перемен – это, прежде всего, система представлений о явлении. К этим представлениям можно без особого труда подобрать подходящий математический аппарат. Однако в этом случае за символами и формулами будут стоять образы, понятия и представления об описываемых теорией явлений и процессах.
«Как! разве все тут? шутите!» – «Ей-Богу».
– «Так вот куда октавы нас вели!
К чему ж такую подняли тревогу,
Скликали рать и с похвальбою шли?
Завидную ж вы избрали дорогу!
Ужель иных предметов не нашли?
Да нет ли хоть у вас нравоученья?»
«Нет… или есть: минуточку терпенья…»
(«Домик в Коломне», XXXIX)
По поводу октав есть нравоученье.
Октавы содержатся в звуковом ряде азбуки русского языка. Октавы обладают внутренней структурой – единицы октав образуют группы. Группам единиц октавы: {i, -i, I, -I, E}, {j, -j, J, -J, E}, {k, -k, K, -K, E} – соответствуют группы звуков-букв: {Б, П, В, Ф, Ь}, {Д, Т, Л, Р, Ь}, {Ж, Ш, Ч, Щ, Ь}.
Единицам-операторам октавы E и -E соответствуют буквы Ь и Ъ, а «-1» соответствует буква Й .
Уяснив, что октавы содержатся в русской азбуке и октавами можно описывать явления и процессы, Пушкин решил «приняться за октаву». Надо заметить, что во времена Пушкина были известны лишь комплексные числа, но ни кватернионов, ни октав ещё не было. К тому же Пушкин был не в ладах с математикой ещё с лицейских времен. Но «четырёхстопный ямб» ему надоел (после полётов «заснувши наяву»), и он сразу принимается за октаву. В итоге – вышел «Домик в Коломне».
Однако азбука русского языка содержит не только октавы. Русская азбука обладает уникальной структурой.
Структуры русской азбуки имеют непосредственное отношение к структурам мироздания и к принципам методологии познания.
Тридцать три буквы русской азбуки – это те самые тридцать три богатыря, которые будут беречь «Святый Город», «дозором обходить у высоких стен его». Вот как пишет о 33 буквах-богатырях Пушкин в своей пророческой «Сказке о царе Салтане»:
Море вздуется бурливо,
закипит, подымит вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые…
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт…
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.