Бойтесь первого движения души… (Ш. Талейран)
В предыдущей главе речь шла больше о характерах людей, а в этой главе речь пойдёт об отношениях между людьми. Прежде речь шла больше о людях, которые играют в ролевые игры, а теперь речь пойдет о ролевых играх, в которые играют люди. Речь пойдёт о движениях души, о психодинамике («психе» – это душа на греческом языке, а «динамо» – движение). Речь пойдёт о механизме отношений, о ролевой динамике отношений.
Но сначала надо напомнить о том, что такое душа и как вообще устроен человек (концепция человека). Итак:
Человек – это тело, в котором живут душа и разум.
Иначе говоря, человек – это система, состоящая из 3 подсистемных уровней:
Душа, разум и тело – это связанные между собой, но разные подсистемы человека. Когда спрашивают о самочувствии – речь идёт о физиологическом уровне. Вдохновение, злоба, радость, омерзение, страх – это чувства, это эмоциональный уровень, это душа, это психика. Теорема Пифагора, понятие о собственности – это понятийный уровень, это разум, менталитет.
Если смотреть на мир со стороны человека, то для него существуют 3 реальности:
Внутренний мир человека состоит из души и разума:
Понятия и представления живут в сознании человека, а чувства и эмоции – в его душе. Человек действует исходя из своих представлений под воздействием переживаемых чувств (эмоций).
Устройство души объясняет теория души (теория психики). Поскольку душа – это мир чувств, то в качестве теории души выступает ролевая теория чувств и отношений (ролевая теория психики). Её суть такова:
Примечание
© Приведённые выше постулаты (основные положения)
ролевой теории чувств и отношений созданы в результате интеллектуальной
деятельности,
в силу чего являются объектом авторского права и принадлежат автору ролевой
теории чувств и отношений Татарову
Николаю Михайловичу.
Поскольку чувства – это не только язык души, но и язык отношений, то ролевая теория чувств является одновременно и ролевой теорией отношений. Учение о 7Я является одновременно и теорией характеров (душевных качеств), и теорией коллектива.
Душа описывается ролевой схемой чувств – схемой отношений между ролями. Схема души имеет вид семиконечной звезды.
© Схема души (ролевая схема чувств, схема отношений
между ролями), а также все её изображения
защищены авторским правом и являются собственностью Татарова
Николая Михайловича – автора этой книги.
Любое чувство (эмоцию, настроение), любое отношение можно записать как пару ролей со стрелочкой между ними: первый символ записи указывает, от какой роли исходит отношение, второй – к какой роли это отношение обращено. Такое обозначение чувств называется ролевой записью.
Базовый набор чувств с ролевой записью каждого чувства приведен ниже в ролевой таблице чувств и порождаемых ими душевных качеств (черт характера).
Роль | Чувство | Ролевая запись | Душевные качества |
---|---|---|---|
Герой ![]() |
Вдохновение, азарт, кураж, драйв | ![]() ![]() ![]() |
Пламенность, страстность |
Скука, хандра | ![]() ![]() ![]() |
Мятежность, непоседливость, нетерпеливость | |
Нежность, жалость, ласка | ![]() ![]() ![]() |
Жалостливость | |
Шкурник ![]() |
Жадность, алчность, вожделение | ![]() ![]() ![]() |
Жадность, завистливость, ревнивость |
Недоверие, подозрительность | ![]() ![]() ![]() |
Недоверчивость, мнительность, подозрительность | |
Озабоченность, тревога | ![]() ![]() ![]() |
Беспокойность | |
Простак ![]() |
Недоумение, растерянность, озадаченность | ![]() ![]() ![]() |
Тупость |
Дружба, верность | ![]() ![]() ![]() |
Верность | |
Неприятие, обида | ![]() ![]() ![]() |
Обидчивость | |
Злодей ![]() |
Твёрдость, строгость, уверенность | ![]() ![]() ![]() |
Честность, правдивость |
Гнев, злоба, ненависть | ![]() ![]() ![]() |
Гневливость, злобность | |
Серьёзность, сосредоточенность | ![]() ![]() ![]() |
Занудство, ворчливость | |
Кумир ![]() |
Превосходство, гордость | ![]() ![]() ![]() |
Заносчивость, высокомерие, спесивость, чванство |
Радость, смех | ![]() ![]() ![]() |
Праздность, зубоскальство | |
Благодушие, умиротворение | ![]() ![]() ![]() |
Лень, сибаритство | |
Хитрец ![]() |
Неловкость, неуверенность | ![]() ![]() ![]() |
Обходительность |
Стыд, срам, позор | ![]() ![]() ![]() |
Совестливость | |
Брезгливость, омерзение | ![]() ![]() ![]() |
Чистоплюйство | |
Жертва ![]() |
Восхищение (возвышенное чувство) | ![]() ![]() ![]() |
Высокая духовность |
Ужас, страх | ![]() ![]() ![]() |
Пугливость | |
Грусть, уныние, скорбь, печаль | ![]() ![]() ![]() |
Меланхоличность |
© Ролевая таблица чувств, отношений и душевных качеств (таблица души) защищена авторским правом и является собственностью Татарова Николая Михайловича – автора этой книги.
Переход от одной роли к другой проявляется в перемене чувств (эмоций) – переходе к чувствам, связанным с другой ролью. Например, если человек:
Утверждение о том, что каждое чувство – это отношение, исходящее от одной роли и обращённое к другой роли, означает, что
Чувство превосходства ()
– это отношение, обращённое от роли Кумира
к роли Поклонника
. Если один человек
обращается к другому с чувством превосходства, которое он выражает интонацией
голоса, позой (выпрямленной спиной, гордо поднятой головой), жестами, то
он находится на роли Кумира (Владыки)
.
При этом своим чувством превосходства он указывает (предлагает) другому
человеку, к которому обращается с превосходством, занять роль Поклонника
. Тоном превосходства он «указывает
место» – указывает другому занять роль Поклонника.
Другой человек может принять предлагаемую роль (роль, к которой адресовано чувство), а может и не принять. Так, если человеку, к которому обращаются с чувством превосходства, не нравится пребывать в роли Поклонника, то он может сказать: «Что это ты тут передо мной из себя изображаешь? В каком тоне ты со мной разговариваешь? За кого ты меня принимаешь?!»
Если же человек согласен с предложенной ему ролью Поклонника, то он
в ответ может обратиться с чувством почтения, уважения (),
связанным с ролью Поклонника
и адресованным
к роли Кумира
. В этом случае, тот,
кто восхищается, занимает роль Поклонника и своим восхищением предлагает
тому, к кому обращено восхищение, занять роль Кумира.
Своё отношение люди выражают эпитетами, оценками, характеристиками. Чувства – это не только язык отношений, но и язык эпитетов, оценок, характеристик, моральных категорий. Поэтому на вопрос: «Каково это? Как вы оцениваете, как характеризуете это?» – отвечают: «Это восхитительно (грустно, смешно, скучно, ужасно, мерзко, подозрительно и т. д.)» – т. е. называют чувство, эмоцию, настроение, состояние души.
Чувства (эмоции, настроения) выражают интонациями и мимикой, жестами
и позами. Однако не существует никакого особого языка поз, языка жестов,
языка мимики, языка интонаций. Существует только язык чувств (он же язык
отношений, он же язык души). А жесты, мимика, позы, интонации – это лишь
средство выражения чувств (эмоций, настроений). Поэтому когда говорят о
жестах или позах, то всегда добавляют эпитет, указывающий на отношение,
с которым этот жест сделан, с которым принята поза. Например, жест может
быть величественным (),
пренебрежительным (
),
нервным (
),
жестом отчаянья (
)
и т. д. Поза бывает гордой (
),
униженной (
),
стыдливой (
),
обиженной (
)
и т. д.
Мир чувств, эмоций, настроений и переживаний – это только часть внутреннего мира человека. Кроме мира чувств и эмоций внутри человека живёт ещё мир образов, понятий и представлений.
Чувство, отношение может быть обращено не только человеку, но и предмету, ситуации, представлению или воспоминанию. В той или иной роли могут выступать не только люди или животные. Например, злыми бывают не только люди или животные (собаки), но и беды, болезни, невзгоды. Важным, значительным, достойным внимания может быть не только человек, но и событие, процесс, явление. Иначе говоря, человек одушевляет предметы своим отношением к ним.
Одушевлять вещь – это значит приписывать её чувства или отношения. Например: злая буря, нежное полотенце. А наличие чувств – это признак души. Ведь душа – это и есть мир чувств, эмоций, настроений и переживаний.
К одному и тому же предмету или событию разные люди могут относиться
одинаково, а могут и по-разному – давать разные оценки, награждать разными
эпитетами. Например, один говорит: «Это произведение (эта поп-звезда, политик,
автомобиль, поступок…) прекрасно и восхитительно ()»,
а другой отвечает: «Вовсе нет! Это произведение (эта поп-звезда, политик,
автомобиль, поступок…) гадко и омерзительно (
)».
Коллектив людей или стая животных – это не просто набор отдельных особей, а целостное явление, обладающее внутренним устройством – системой отношений между членами коллектива (стаи).
Отношения внутри коллектива стремятся к стабильности, но достигается эта стабильность не сразу и не всегда. Впервые собравшись в коллектив, люди сначала должны «притереться» друг к другу, т. е. должны разобрать роли (занять свои «места», занять своё положение в коллективе). Процесс «притирания» людей в коллективе – это процесс поиска стабильного состояния, как для всего коллектива в целом, так и для каждого его члена в отдельности. В ходе этого процесса «притирания» и возникает динамика ролевых отношений.
Умудрённые жизненным опытом люди знают, что в новом коллективе «надо себя поставить» – надо заявить о своих претензиях на желаемую роль и добиться этой роли, т. е. добиться нужного положения в коллективе, нужного отношения к себе. Однако ролевые притязания не всегда принимаются. Желаемая роль может быть уже кем-то занята или на неё может претендовать кто-то ещё. Тут-то и начинаются ролевые разборки с выяснением отношений – т. е. начинается борьба за роли.
В зависимости от роли, притязания на неё и выяснение отношений происходят по-разному. Например:
Каждый хочет быть на роли, соответствующей доминанте его характера, ибо именно такое положение в коллективе является условием психического (т. е. душевного) комфорта для отдельного человека. Психический климат в коллективе человек расценивает как благоприятный лишь в том случае, если он имеет там возможность пребывать на роли, соответствующей доминанте его характера. Психический климат в коллективе человек расценивает как приемлемый, если он имеет там возможность пребывать на роли, соответствующей одной из превалирующих ролей его характера. Напоминаю, что доминанта характера – это наиболее превалирующая в характере роль.
Одна и та же роль может быть приемлема (комфортна) для одного человека
и неприемлема (дискомфортна) для другого человека. Например, если человеком
восхищаются и восторгаются (),
т. е. предлагают ему занять роль Кумира
,
то человек, в характере которого роль Кумира доминирует, возгордится (
),
начнет задирать нос, надувать щёки и т. д. – короче, примет предложенную
ему роль Кумира
и будет расценивать
это как должное, как само-собой разумеющееся. Находясь на роли Кумира,
он будет испытывать психический комфорт. Другой же человек, в характере
которого роль Кумира не превалирует, если им восхищаются и восторгаются
(
),
будет испытывать психический (т. е. душевный) дискомфорт, например, он
может чувствовать неловкость от восторгов и поклонений в свой адрес.
Если человеку предложена или навязана роль, не соответствующая превалирующим ролям его характера, то у него возникает психический дискомфорт. Он стремится изменить отношение к себе, изменить своё ролевое положение в коллективе. В итоге, он либо добивается этого, либо смиряется со своей новой ролью: «стерпится – слюбится!», – либо покидает этот коллектив, и тогда про него говорят: «Не ужился в коллективе».
В ходе ролевых разборок может выясниться, что некоторые люди не желают «притираться» один к другому. Их взаимные ролевые предложения и притязания один для другого неприемлемы. Такое положение называют психической несовместимостью, т. е. несовместимостью душ, несовместимостью характеров. Люди с несовместимыми характерами один другого «терпеть не могут», «на дух не переносят». Между ними возникают конфликты – столкновения характеров. В производственном коллективе про таких, которые так и не «притёрлись» характерами, говорят: «Они не сработались».
В конечном итоге стабильное («притёртое») состояние коллектива может быть достигнуто двумя способами:
В конце концов, все члены коллектива «притираются» друг к другу, и отношения между ними стабилизируются. Стабильный, «сложившийся», «притёртый» коллектив – это коллектив со сложившимися и устоявшимися отношениями между его членами. Это коллектив, в котором люди разобрали между собой роли и сжились с этими ролями. В таком коллективе все 7 ролей заняты и, самое главное, – занимаемые роли устраивают всех членов коллектива.
Поскольку ролей именно 7, то всякий стабильный («притёртый») коллектив состоит из 7 членов – из 7Я. Именно отсюда и происходит слово «семья».
Семья – это не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – это обязательно «сложившийся», «притёртый» коллектив. Если характеры не притираются, то никакие узы родства или брака семью от распада не удержат.
В конечном итоге, отношения людей в коллективе стремятся к абсолютно устойчивому, стабильному состоянию, которое возникает при выполнении следующих условий:
Природа заложила в коллектив стремление к распределению характеров по 7 ролям, но такое распределение достигается лишь в пределе – в состоянии абсолютной стабильности коллектива, которое может возникнуть лишь в условиях длительной изоляции 7 человек от общества, например на необитаемом острове или в глухом лесу. Только там Мёртвая царевна увидит 7 богатырей, Волк столкнётся с 7 козлятами, а Белоснежка встретит 7 гномов.
Если в условиях длительной изоляции окажутся не 7 одушевлённых существ, а меньшее их количество, тогда 7 ролей распределяются по превалирующим ролям характеров членов коллектива. В итоге, характеры членов коллектива станут взаимодополняющими в ролевом смысле.
Формирование коллектива начинается с объединения людей с совместимыми между собой характерами, т.е. таких людей, превалирующие роли характеров которых дополняют друг друга. Далее на вакантные в роли коллектив принимает людей, в характерах которых превалируют роли, соответствующие вакантным ролям в коллективе. В итоге, в коллективе оказываются объединены люди с совместимыми характерами, у которых в совокупности среди превалирующих ролей характеров присутствуют все 7 ролей. При этом количество людей в коллективе может быть меньше 7. Такой коллектив будем называть устойчивым, но НЕабсолютно устойчивым. Дальше начинается процесс превращения неабсолютно устойчивого коллектива в абсолютно устойчивый: члены коллектива притираются друг другу, занимаемые в коллективе роли превращаются в доминанты характеров, на вакантные роли подбираются новые члены.
Членом коллектива (членом семьи) может быть не только одушевлённое существо (человек или животное), но и одушевляемый предмет – люди одушевляют предметы своим отношением к ним. Например, членом коллектива может быть портрет погибшего отца. Если такому портрету в семье отведена роль Злодея, роль мужского начала, то мать обычно говорит сыну: «Твой отец никогда бы не потерпел…». Это может быть фото умершего ребёнка – мать, глядя на это фото, испытывает нежность и недодает нежности другим. Это может быть образ на иконе или резная фигурка Бога – «Бог живёт с нами», т. е. роль Кумира в нашей семье уже занята Богом, а по сему, чтоб никто тут своё «Я» не высовывал, щёк своих не надувал и достоинство своё в присутствии Бога не смел выпячивать.
Следует заметить, что абсолютно устойчивое, стабильное состояние коллектива трудно достижимо. Чтобы достигнуть этого абсолютно стабильного притёртого состояния, коллективу надо пройти долгий и сложный путь, сопряжённый с конфликтами внутри коллектива.
На своём пути к стабильному состоянию, коллектив постепенно подбирает членов на вакантные роли. В коллективе, не набравшем ещё 7 членов, встречаются промежуточные относительно стабильные состояния отношений между его членами. К ним относятся ролевые пары (ролевые связки) и ролевые треугольники. Вокруг ролевых связок и ролевых треугольников начинает формироваться коллектив, набирая членов на вакантные ещё роли.
Ролевые связки – это пары ролей, связанные встречными, в ролевом смысле, чувствами. Эти чувства, создающие ролевые связки, стремятся привести коллектив к состоянию стабильности. Ролевые связки, как относительно устойчивые состояния отношений, часто упоминаются в сказках и поговорках. Например:
Наряду с чувствами, которые стремятся привести отношения к относительно стабильному состоянию – связывают роли в пары (связки), – есть также чувства, которые вызывают ролевую нестабильность отношений.
Глядя на схему души (на ролевую схему чувств) можно заметить, что наряду с ролями, связанными встречными чувствами (встречными «стрелочками»), которые и создают устойчивые пары (ролевые связки), есть роли, и вовсе не связанные отношениями (нет «стрелочек» между некоторыми ролями), а есть роли, связанные лишь односторонними, «безответными» (в ролевом смысле) чувствами.
Безответное в ролевом смысле чувство – это когда в ролевой схеме чувств нет «стрелочки», направленной в обратную сторону. На приведённой ниже схеме они изображены «боковыми» жирными стрелочками.
Кроме ролевых связок и безответных в ролевом смысле чувств, в структуре отношений между ролями можно выделить ещё и ролевые треугольники – роли, связанные в относительно устойчивые тройки. Каждый ролевой треугольник состоит из двух ролевых связок и одного безответного в ролевом смысле чувства.
Ролевые треугольники, как относительно устойчивые состояния отношений, также часто упоминаются в сказках, былинах, поговорках и художественных произведениях. Например:
Всего существует 7 безответных в ролевом смысле чувств, 7 ролевых связок и 7 ролевых треугольников. Ролевые связки и ролевые треугольники отношений являются элементами, из которых складываются те самые ролевые «игры, в которые играют люди». О них и пойдёт речь в последующих параграфах этой главы.
Какими бы сложными ни казались перипетии жизненных отношений – это всё равно ролевые отношения. Любую жизненную ситуацию можно «прочитать» – понять ролевой смысл отношений, возникших в этой ситуации.
Общее правило оценки ситуации таково: сначала надо понять, что происходит, а затем – кто участвует.
Ролевая теория чувств и отношений не предоставляет готовых решений, не даёт готовых рецептов поведения в той или иной ситуации. Теория ничего не запрещает и ничего не навязывает. Однако с помощью теории можно найти нужные решения. С помощью ролевой теории чувств можно прочитать ту или иную ситуацию, оценить характеры участников, просчитать последствия тех или иных поступков. Но принимать решения и отвечать за их последствия придётся самому.
Лучше всего – научиться заранее предсказывать возможное развитие отношений и, либо не допускать возникновения ненужных ситуаций, либо избегать участия в ненужных перипетиях. Надо «просчитывать» ролевую ситуацию вперёд, подобно тому, как водитель автомобиля всегда «просчитывает» вперёд дорожную обстановку.
Назад | Оглавление | Вперёд