Давно замечено, что доброта, добродушие (качество души) связано с полнотой человека (особенностью организма). Не случайно радостного и добродушного весельчака обычно изображают толстым, а про растолстевшего, располневшего человека говорят: «Раздобрел». Корабельного кока, повара обычно изображают толстым, радостным, добродушным.
Добродушные люди зачастую любят обильно и вкусно поесть. А ещё они любят петь и выступать. Некоторые из них обладают зычным, густым голосом. Такие любят играть своим голосом. Связь голосистости с полнотой можно заметить на примере оперных певцов. Большинство из них толстые, упитанные. Как тут не вспомнить про Людмилу Зыкину, Тамару Синявскую, Монсерат Кабалье. Можно вспомнить тенора Л. Паваротти – толстяка, который мог часами рассказывать журналистам о своей любви к спагетти.
Впрочем, полноту следует рассматривать не как верный признак кумирства, а лишь как возможную примету.
Cвязь между добродушием, полнотой и голосистостью человека физиологи могут объяснять по-своему. Однако для психологии важен лишь сам факт существования этой связи, а её физиологический механизм не имеет значения. Психология (душеведенье) должна ведать душу, а тело должна ведать физиология (теловедение).
По древним представлениям за голосистость, вкусовые восприятия и работу пищеварительной системы отвечает горловая чакра «вишудха». Она связана с ролью Кумира, которая обозначается символом , изображающим пищевод.
Добродушие – не единственная черта характера людей этого типа. Им свойственны ещё праздность и себялюбие. Кумирам очень нравится купаться в лучах славы.
С ролью Кумира связаны три чувства: радость, гордость и благодушие (добродушие). Эти чувства являются отношениями, обращёнными от роли Кумира к ролям Хитреца (), Жертвы () и Шкурника () соответственно. В схеме души эти чувства отображены стрелочками, исходящими от роли Кумира .
Чувство гордости, достоинства, превосходства является отношением, обращённым от роли Кумира к роли Жертвы ().
Переживая чувство гордости, достоинства, превосходства человек стремиться выпрямить спину, встать во весь рост, расправить плечи, выпятить грудь, поднять голову и задрать нос.
Под воздействием чувства собственного достоинства человек начинает осознавать себя личностью, начинает понимать своё значение, свою важность, своё величие. Он становится заносчивым и надменным, величественным и высокомерным, спесивым и самолюбивым, кичливым и амбициозным, честолюбивым и тщеславным.
Чувство собственного достоинства называют также чувством «Я». Это чувство порождает самолюбие, эгоизм, эгоцентризм, индивидуализм, снобизм.
Такие люди убеждены, что «человек – это звучит гордо».
Люди, в характере которых доминирует роль Кумира, постоянно выпячивают своё «Я». Они всё время «якают». О чём бы они ни говорили – всегда начинают со слова «Я» и говорят только про себя.
Чувство «Я», чувство гордости и собственного достоинства ещё называют гонором. Когда человек выпячивает своё «Я», то говорят, что он «гонор свой высовывает».
Чувство собственного достоинства порождает в человеке огромное самомнение. Такие люди «…почитают всех нулями, а единицами себя». Они, «как флаги, несут свои лица», смотрят на всех свысока, надувают щёки, разговаривают «через губу».
Такие люди подобны Коту и Курице из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок», которые «считали самих себя половиной света, и притом лучшей половиной».
Когда женщины одна перед другой, подняв голову и выпрямив спину, демонстрируют своё достоинство и высокомерие, их называют гусынями.
Чувство превосходства порождает вседозволенность и бесцеремонность. Такой человек абсолютно убеждён, что всё в этом мире для него. Интересов и прав окружающих для него не существует. Он – «пуп земли». Он – центр вселенной.
Пальцы он держит «веером», – так, что «рука в карман не пролезает». Про него говорят: «Сидит на пальцах».
Чтобы заявить о себе, выразить своё «Я», подчеркнуть свою индивидуальность, свою исключительность они носят яркие, пышные, броские одежды. Таким людям свойственны вычурность и безвкусица, пошлость и кич. Они любят яркие, «атомные» цвета. Как тут не вспомнить малиновые пиджаки «новых русских», «костюмы с отливом».
Они любят принимать торжественные позы. «Распускать перья», как павлин, петух, фазан, индюк. Про такого говорят: «Напыщенный индюк».
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…
(Сказка о царе Салтане)
«Пава» – это птица павлин, который ходит величаво и, красуясь собой, распускает перья.
Такие люди любят красоваться, шиковать, форсить, щеголять, «пускать пыль в глаза». Любят делать широкие жесты, «сбрасывать с барского плеча». Они щедрые транжиры – платят не торгуясь.
Они обожают роскошь. Для них были придуманы пошло-роскошные стили барокко, рококо и т.д.
Они любят всякую мишуру. Им нравится, когда всё блестит, сверкает и переливается. Они постоянно украшают себя кольцами, перстнями, цепями, браслетами. У них везде «цацки», «навороты».
Понты, выпендрёж раньше называли форсом. Ради форса бандитского уголовники делали себе наколки из-за которых и попадались. Но желание форсить, выпендриваться было сильнее осторожности. Сейчас татуировки вошли в моду и наколки делают все, кто желает выпендриться. Чувство «Я» порождает желание выделиться. Неважно каким способом.
У людей, в характере которых доминирует роль Кумира, нет ничего для себя, для внутреннего пользования. У них всё напоказ. Сплошная показуха.
Им свойственно бахвальство, показная бравада. Они произносят пышные, красивые, цветастые, но пустые фразы. Они говорят со значением в голосе, делают многозначительные паузы. Всё, что они изрекают, – это «истина в последней инстанции», ибо они себя этой высшей, последней инстанцией и считают.
Они хотят всегда быть в центре всеобщего внимания. Они хотят чтобы все вокруг них суетились, все под них «прогибались», уступали бы им во всём.
Они любят во всём главенствовать и всем руководить. Они всегда хотят быть наверху, во власти. Любят председательствовать, восседать во главе президиумов, выступать с трибун. Они не терпят, когда что-либо происходит без их ведома. Они любят разрешать или запрещать. Норовят быть «в каждой бочке затычкой».
Они тщеславны и честолюбивы. Для них «понт дороже денег». Обожают лесть, пышные титулы, звания и награды. Желание прославиться любой ценой толкает их на «подвиги Герострата».
Эти люди хронически больны «звёздной болезнью» и «манией величия». Они жаждут славы, восторгов, лавров и поклонения. Они хотят срывать аплодисменты, слышать бурю оваций, крики «браво!», «бис!». Они мечтают купаться в лучах прожекторов, принимать парад под «медные трубы» оркестра. Мечтают под восторги толпы катиться по широким проспектам в роскошном автомобиле.
Такие любят появляться в окружении свиты почитателей и обожателей. В поход они непременно идут с толпой, со свитой, а сам поход превращают в череду привалов и пикников с выпивкой и закуской. Так в поход на войну ходили цари со всем «двором его величества», с любовницами, поклонницами, поварами, слугами, подхалимами, шутами. Ходили в перьях и плюмажах, лентах и бантах, сверкая позолотой и драгоценными камнями.
Когда в коллективе или в обществе кому-то отведена роль Кумира, то говорят, что царит «культ личности» этого человека, что он находится в исключительном положении, на исключительной роли. В семье – это может быть культ одного из членов семьи (мужа, жены или ребёнка). В государстве – это может быть культ личности правителя, в фирме – культ босса.
Если Злодей, став во главе государства, создаёт тоталитарный строй, то Кумир создаёт авторитарный строй. Кумир ставит себе памятники, называет своим именем города и проспекты, заводы и колхозы. Часто бывает, что тоталитаризм и авторитаризм сочетаются в одном государстве. Такова природа самой власти. Тоталитаризм и авторитаризм – это две стороны власти: «тёмная» и «светлая» (смотри подробнее главу 3, §5. Секреты власти).
…
Гордость, достоинство, превосходство – это возвышающее чувство. Оно порождает высокомерие, стремление держать себя выше окружающих, смотреть на всех свысока. Все речевые обороты, связанные с возвышением: «возвыситься над низким», «смотреть свысока», «смотреть сверху вниз», «быть выше этого», «плевать на всё с высокой колокольни», – всё это указания на превосходство. Переживая чувство превосходства Кумир «ставит себя выше» окружающих.
Надменность и высокомерие, заносчивость и превосходство – эти качества называют «барскими замашками», «начальничьими замашками», ибо эти черты свойственны знати, элите, высшим слоям, «сливкам» общества. Элиту, знать называют «великими», «высокими», «высокородными» людьми, и обращаются к ним соответственно: «ваше величество», «ваше высочество», «ваше превосходительство», «ваше высокородие». Чтобы понять характер элиты достаточно взглянуть на портреты царей и вельмож. Лица у них надменные, на каждом пальце по перстню, одежда роскошная, всё сверкает золотом и драгоценными камнями.
Роль Кумира – это роль главы, владыки, босса, шефа, начальника, авторитета. Среди начальников часто встречаются люди с таким типом характера.
Роль Кумира – это роль уважаемого человека, добившегося успеха и достатка, благополучия и положения в обществе. Про такого человека говорят: «Он теперь большой человек, большой начальник, большой босс». Речь идёт не о высоком физическом росте человека, а о его «высоком» положении.
Про кабинет высокопоставленного начальника говорят «высокий кабинет». Речь идёт не о высоте расположения кабинета и не о высоте потолка в кабинете. Речь идёт о высоком положении его владельца.
Роль Кумира – это роль человека, который добился всего, чего он хотел. Ему уже некуда больше стремиться. Он гордится собой и своим положением. На самом деле роль Кумира – это роль обывателя. Все мещане и обыватели помешаны на чувстве собственного достоинства. У них всё обязательно связано с чувством достоинства. Если ответ дать – так непременно достойный ответ, если встретить – так обязательно достойно встретить, выглядеть – так непременно достойно выглядеть… Главное требование обывателей – обеспечить им достойную жизнь, достойное существование, достойную старость. Чтобы они могли носить своё достоинство, превосходство. Чтобы могли спесиво смотреть на всех свысока, сверху вниз.
Они даже на небольшое время не хотят лишаться чувства собственного достоинства. Они очень бояться «потерять лицо» – т. е. сойти с роли Кумира, перейти от чувства превосходства над окружающими к какому-нибудь другому душевному состоянию.
Среди детей, как и среди взрослых, тоже встречаются важные, надменные толстяки с гонором. Они любят «на равных», с достоинством говорить со взрослыми, а на сверстников смотрят свысока. На прогулку выходят в модных штанах с броскими наклейками на заду. Они не бузят, не играют в войну, не гоняют азартно мяч, не лазают по стройкам и подвалам. Не достойно!
В амбициях и тщеславии, в заносчивости и самомнении женщины ничуть не уступают мужчинам. Души мужчин и женщин устроены одинаково. Все души состоят из одних и тех же чувств. В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» описано, как возрастают запросы на власть у честолюбивой старухи, которая возжелала стать «владычицей морскою», властвовать и повелевать всем и вся.
…
Давно замечено: как только человек становится начальником, как только он получает роль Кумира – он тут же начинает стремительно толстеть. Вот как об этом написал Ярослав Гашек в книге «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны»:
…ефрейтор во время пути производил впечатление человека свирепого. Он старался выглядеть таким надутым, будто назавтра должен был получить по меньшей мере звание командующего корпусом.
Когда они сидели в поезде на линии Перемышль – Хыров, Швейк, обращаясь к ефрейтору, сказал:
– Господин ефрейтор, смотрю я на вас и вспоминаю ефрейтора Бозбу, служившего в Тренто. Когда того произвели в ефрейторы, он с первого же дня стал увеличиваться в объеме. У него стали опухать щеки, а брюхо так надулось, что на следующий день даже казенные штаны на нем не застегивались… Отправили его в лазарет, и полковой врач сказал, что так бывает со всеми ефрейторами…
Нельзя путать роль Кумира с ролью Героя . Герою нужны бури, сражения, потрясения и риск. Герой – он в азарте, и упоении бросается в бурю, сливается с ней, купается в ней. Герой – он весь увлечён действием. Для Героя «цель – ничто, движение – всё!».
Кумир – это уважаемый человек, это авторитет. Герой – это не авторитет. Герой – это заводила.
Цель Кумира – показать себя, обратить на себя внимание. Всё, что Кумир делает – это выпендрёж, позёрство и показуха. В душе Кумира нет огня, нет пламенности. Там заносчивость и амбиции, себялюбие и самолюбование.
Кумир – это «отработанный пар» Героя. Кумир – это торжествующий победитель, который гордо ставит ногу на грудь поверженного противника и замирает в торжественной позе: «Смотрите все, какой я».
Если Герой рвётся в бой, бросается на абордаж, лезет на стену штурмуемой крепости, то Кумир в бой не пойдёт. Он будет в гордо-достойной позе руководить сражением. Он тоже может выхватить шпажонку, усыпанную драгоценными камнями, и обозначить своё стремление вперед. Но до драки и боя он, скорее всего, не добежит.
В пушкинской поэме «Руслан и Людмила» есть персонаж, которого зовут Фарлаф:
Другой – Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей.
Кумир – это «крикун надменный», который среди мечей очень скромный воин. Не то, чтобы он очень пуглив или труслив, но чрезмерно ценит себя. Ведь для Кумира нет в мире ничего ценнее его собственного «Я». Ведь если он, единственный и неповторимый, погибнет, то с ним погибнет его мир, столь же единственный и неповторимый. Впрочем, жажда славы может и Кумира толкнуть на смерть: «На миру и смерть красна!». Но эта его смерть обязательно будет показной. Бесславная смерть Кумиру не нужна.
Риск ради риска нужен Герою, а Кумиру нужен риск ради форса, ради понта.
Проявление себя и предъявление себя (своего Я) – это разные вещи. Проявление себя – это героическое начало (чувство вдохновения, страсти, азарта), которое реализуется в чрезвычайной ситуации. В обычной жизни Герою скучно. Он не знает, куда себя деть, во что вложить свою энергию. Герой оживает только в экстремальной ситуации. Только в экстремальной ситуации у Героя загораются глаза.
Кумирское же начало связано не с проявлением себя, а с предъявлением себя, своего Я, своего эго. Гонор и спесь, достоинство и показуха – эти качества Кумир может проявить лишь в обыденной жизни. В чрезвычайной ситуации не до спеси, не до гонора. Поэтому обыватель не любит чрезвычайщину. Обыватель хочет, чтобы всё было спокойно и достойно.
…
Всегда надо помнить, что характер человека не сводится лишь к доминанте характера – к наиболее предпочитаемой им роли. Каждому человеку известны все роли и все чувства. Например, в характере типичного «нового русского» из «лихих 90-х годов» превалируют роли Героя, Кумира и Шкурника. «Новый русский» был энергичен, жаден и обладал огромным чувством собственного «Я», большим гонором.
Другое чувство, связанное с ролью Кумира, – это чувство радости, смеха, веселья. Это чувство является отношением, обращённым от роли Кумира к роли Хитреца ().
Роль Кумира – это роль человека, добившегося успеха. А смех и радость – такие же непременные спутники успеха, как и гордость. Добившись успеха человек не только горд успехом, но и рад успеху. Он стоит, гордо подняв голову, выпрямив спину и расправив плечи. А ещё он улыбается и смеётся. Он сияет от радости.
Азарт и горящие глаза творца – это героическое (), а сверкающая улыбка победителя – это кумирское ().
Ни в коем случае нельзя путать чувство радости () с чувством вдохновения (). Очень часто под словом «радость» понимают не только собственно чувство радости, но цикл вдохновение-радость. Обычно за вдохновением, за душевным подъемом, если он увенчался успехом, следует чувство радости. При творчестве часто действует цикл переходов от вдохновения к радости и обратно – это смешение чувств называют восторгом, ликованием.
Например, когда футбольный голеадор, на волне азарта и куража (), порождённой вдохновением, финтами обыгрывает защитников и забивает мяч в ворота, он радуется () и ликует. Его обнимают и поздравляют товарищи по команде, которые радуются вместе с ним. Однако, если после возобновления игры футболисты не перестают внутренне радоваться голу, они часто получают гол уже в свои ворота.
Не всегда за чувством вдохновения и душевного подъема () следует чувство радости (). Бывает, что человек длительно переживает чувство душевного подъема без перехода к радости. Вдохновение – само по себе потрясающее чувство.
…
Радость () и гордость () – это совместимые между собой чувства, ибо они связаны с одной и той же ролью Кумира . Гордость (превосходство) часто идет рядом со смехом (радостью). Бывает, что человек свысока посмеивается, надменно усмехается или нагло (т. е. с чувством превосходства) ухмыляется. Улыбка бывает высокомерной, улыбкой превосходства.
Радость называют светлым чувством. «От улыбки станет всем светлей» – поётся в известной песне. Про радостного человека говорят, что у него «просветлённый лик» Когда человек получает радостное известие, то говорят, что его лицо просветлело.
Роль Кумира – это социальная роль знати. Все виды обращения к знати – это указания на их кумирское положение в обществе. Представитель знати – он величественен (отсюда «Ваше величество»), он держит себя высоко (отсюда «Ваше высочество»), с превосходством (отсюда «Ваше превосходительство»), он сияет от радости (отсюда «Ваше сиятельство»), он светел от радости (отсюда «Ваша светлость»).
Радость и успех празднуют. Поэтому чувство радости называют настроением праздника или праздным настроением. Люди с характером Кумира любят праздное настроение и праздную жизнь. Поэтому их называют «праздными людьми». Жизнь для них – это «праздник, который всегда с тобой».
Они обожают любые праздники, фестивали, карнавалы – любые яркие и шумные общественные мероприятия, на которых «веселится и ликует весь народ». Особенно они любят такие праздники, на которых можно совместить веселье с хорошей едой, – свадьбы, юбилеи, застолья.
Роль Кумира предназначена для праздников и торжеств. Это роль «свадебного генерала», это роль тамады. Это роль уважаемого старейшины, патриарха, аксакала, которого постоянно приглашают на праздники и торжества: на свадьбы, рождения и поминки. Так он и ходит, от дома к дому, от стола к столу. Везде он с достоинством восседает на почётном месте, говорит красивые речи. Говорит много, красиво. Говорит с чувством собственного достоинства и широкой улыбкой.
Праздность – это постоянное душевное состояние высших слоёв общества. У них постоянно «праздник жизни» – вечно какие-то балы, увеселения, забавы и потехи. Там блистают нарядами и украшениями, похваляются связями и знакомствами, кичатся роскошью и богатством. Там «сливки общества» пируют и веселятся, шикуют и гурманствуют. Не зря вся эта светская тусовка тяготеет к хорошей кухне и к изысканным блюдам – ведь они гурманы и пожиратели. Они ценители хороших блюд.
Праздная жизнь, которую ведёт элита называется «светской жизнью». Принять в ней участие – значит «выйти в свет». Для праздного времяпровождения придуманы рестораны и ночные клубы, в которых постоянно обитает клубно-ресторанная богема – завсегдатаи этих клубов и ресторанов. Богема там выпендривается и веселится – «прожигает жизнь».
Если Героев надо искать на детской площадке, то чтобы полюбоваться на Кумиров надо идти на праздник, лучше на светско-начальничью тусовку. Там, на «ярмарке тщеславия» – достойные люди, прямые спины, гордо поднятые головы. Там дорогие костюмы и роскошные наряды, там понты и показуха, сияющие улыбки и пошлые шутки.
…
Театр считается культурным учреждением. Считается, что в театр ходят, чтобы приобщиться к культуре. Присмотревшись к театру, можно понять, какой же смысл вкладывают в слово «культура». Главное действие в театре происходит не на сцене, а в зале и в фойе. Люди ходят в театр не для того, чтобы пьесу посмотреть, а чтобы себя показать. Посещение театра для них – это выход в свет. Они надевают лучшие одежды. Женщины надевают украшения и фланируют по залам фойе с чувством собственного достоинства. Иначе говоря, в театр люди ходят, чтобы покумирствовать, попоказушничать. А под словом «культура» и «культурные люди» подразумевают кумирствование. Таких людей называют «театралами», но чаще «тусовщиками». Для них главное – не действие на сцене, а тусовка – возможность потусоваться с такими же пустыми тусовщиками. Театрально-артистическая тусовка тяготеет к богемной жизни – праздному ленивому безделию и пустопорожней болтовне.
Про артистов отдельный разговор. В артисты идут, чтобы нести себя в мир со сцены, чтобы «дарить людям себя». Если девочка говорит, что мечтает стать артисткой, можно не сомневаться, что в жизни из неё постоянно фонтанирует выпендрёж, позёрство и показуха. В жизни про артиста говорят: «порожняк с выпендрёжем».
…
Кумир – это человек-праздник, это перманентный массовик-затейник. Яркий, шумный, сверкающий своей улыбкой, отпускающий «плоские» шутки, он несёт всем своё Я, несёт праздник своей души, независимо от того нужен ли этот праздник или нет. Но не всем и не всегда нужен праздник. Поэтому когда человек «расцветает» и начинает, как фонтан, шумно извергать из себя радость, смех, веселье, говорят: «Если у тебя есть фонтан, заткни его» (Козьма Прутков). Иногда говорят: «Увянь!»
Чувство радости называют головокружением от успеха, шапкозакидательским настроением. От радости человек становится хвастливым и говорливым. Не зря на праздниках и торжествах хвастаются своими успехами. Радостный Кумир любит приврать о своих подвигах, как Хлестаков или барон Мюнхгаузен. Он любит хвастать победами над женщинами, мол, «менял я женщин, как перчатки». Любит рассказывать пошлые, «сальные», скабрезные анекдоты. Любит зубоскалить. В грибоедовском «Горе от ума» есть такой персонаж – генерал Скалозуб.
Чтобы побудить обывателя обратить внимание на что-либо, побудить усвоить хоть какие-то представления, его нужно обязательно развеселить, потешить анекдотом. Даже очень серьёзные работы необходимо разбавлять шутками. Обывателю надо беллетризировать текст, превратить его в забавное бульварное чтиво.
…
Кумир – он краснобай, горлопан и пустозвон. Однако кумирское красноречие зачастую связано с пустым желудком (некормленые собаки брешут). Сытый Кумир – он ленив, благодушен, умиротворён и ко всему безразличен.
Ещё одно чувство, связанное с ролью Кумира, – это чувство благодушия, благополучия, безмятежности, удовлетворения, умиротворения, успокоенности, облегчения. Это чувство называют ещё гармонией души, чувством душевного равновесия, «безоблачным состоянием души». Это чувство является отношением, обращённым от роли Кумира к роли Шкурника ().
Как известно, человеку, добившемуся успеха, свойственны не только гордость () и радость (), но ещё и самоуспокоенность, благодушие ().
Про человека, который благодаря успехам и достижениям перешёл на роль Кумира (и ему понравилось пребывать на этой роли), говорят, что он «поймал звёздочку» или «заболел звёздной болезнью». А «звёздная болезнь», как известно, проявляется не только в заносчивости и праздности, но ещё и в благодушии и успокоенности, которые порождают расслабленность и лень. «Звёздная болезнь» делает человека самоуспокоенным. Он перестаёт трудиться в поте лица – «почивает на лаврах».
Когда про человека говорят, что он погряз в неге и роскоши, что он предался лени и праздности, то это означает, что он постоянно пребывает на роли Кумира. Ибо стремление окружить себя роскошью проистекает от чувства собственного «Я» (), праздность – от чувства радости и веселья (), а нега и лень – от чувства благодушия (). Так живут цари. Так живёт вся элита.
Кумир – он благодушный лентяй и бездельник, он лодырь и сибарит. Он «душка». Только не надо путать «душку» Кумира с «душным» от жадности Шкурником, которого постоянно «жабо душит».
Благополучие, благодушие и умиротворение – это внутреннее состояние души, которое возникает, когда всё в жизни хорошо, когда можно расслабиться. Если человеку говорят: «Что ты такой напряжённый? Расслабься! Всё хорошо!» – ему предлагают перейти на роль Кумира. Когда же призывают заняться делом, то напротив, требуют изжить праздность и благодушие, прекратить «почивать на лаврах», т. е. предлагают сойти с роли Кумира.
Чувство благодушия и умиротворения называют состоянием комфорта, «зоной комфорта». Чтобы человека побудить к действию, его надо вывести из «зоны комфорта», вывести из состояния благодушия и умиротворения.
В ресторанах для элиты всегда играет мягкая, расслабляющая музыка. Это делается специально для того, чтобы человек мог расслабиться, отдохнуть душой, облегчить свою душу. Чувство расслабленности, благодушия, умиротворения часто сопровождается блаженной улыбкой на устах.
Бывает улыбка превосходства, а бывает благодушная улыбка – это улыбка блаженства, улыбка удовлетворения, улыбка облегчения. Такие улыбки возникают от того, что чувство радости (), вызывающее улыбку, чувство гордости () и чувство благодушия () связаны с одной и той же ролью Кумира . Однако не бывает, например, улыбки омерзения, улыбки ненависти или улыбки ужаса, ибо чувство омерзения (), чувство ненависти () и чувство ужаса () связаны с другими ролями – не с ролью Кумира .
Известно, что смех позволяет человеку расслабится, снять тревогу и напряжение. Это происходит от того, что смех и тревога не совместимы между собой, ибо они связаны с разными ролями. Смех () связан с ролью Кумира , а тревога () – с ролью Шкурника .
Смех и радость () часто идут рядом с благодушием и расслабленностью (). Именно от совместимости чувств радости и благодушия возник устойчивый образ радостного, добродушного толстяка, любителя вкусно и обильно поесть, лентяя, который смотрит на проблемы «сквозь пальцы» и всегда готов «махнуть рукой» на трудности и неудачи.
Благодушие иногда называют чувством безразличия. Когда говорят: «мне без разницы», «мне пофиг», «мне фиолетово», «конгруэнтно» – это означает безразлично. Отсутствие отношения – это тоже отношение, точнее отношение безразличия.
Благодушие, беспечность и беззаботность порождает добродушие, миролюбие, гуманизм, терпимость, толерантность, снисходительность к чужим слабостям, всепрощенчество – те качества души, которое называют добротой. Не случайно говорят: «…и на радостях простил», ведь радость и благодушие – это чувства, связанные с одной и той же ролью Кумира.
Подхалимы знают, что к начальнику лучше обращаться, когда он находится в хорошем, добром настроении, т. е. в благостном расположении духа (). Находясь в добром, благодушном настроении, начальник может удовлетворить любую просьбу, не вникая особо в суть дела. Поэтому подхалимы, перед тем, как обратиться к начальнику с просьбой, стараются перевести его на роль Кумира. Они пытаются рассмешить начальника, развеселить его, распотешить.
Чувство благодушия называют ещё «чувством глубокого удовлетворения». Обороты прессы советских времён типа: «С чувством глубокого удовлетворения восприняли советские люди известие о …» – свидетельствуют о том отношении, о той обывательской роли Кумира, которую предлагалось занимать «советским людям» в связи с известием о …
Благодушие и удовлетворённость называют чувством сытости. Обыватель – он сытый и удовлетворённый, благодушный и самоуспокоенный. Благодушие – это чувство покоя, чувство душевного равновесия, это «гармоничное состояние души». Благодушие – это состояние человека, нашедшего гармонию внутри себя, живущего в гармонии с самим собой и окружающим миром. Такой человек избавлен от тревог и волнений, от злобы и печали, от страстей и зависти – сплошная гармония в душе: «Всё прекрасно в этом лучшем из миров».
Благодушное состояние души называют состоянием отдыха. Собственно чувство Благодушия и нужно для того, чтобы отдохнуть, расслабиться, обрести гармонию в душе.
Когда говорят, что человек «живёт в розовых очках», «смотрит на мир сквозь розовые очки» – это как раз и означает, что он живёт в благодушии, в гармонии с собой. Он хочет сохранить это состояние души и поэтому старается не замечать трудностей и проблем, несчастий и тревог.
Благодушие порождает наплевательство. Роль Кумира – это роль главы, начальника, которому наплевать на работников и подчинённых, на беды и трудности простых людей.
Благодушие порождает маниловщину – мечты и намерения, полностью оторванные от реальности. Благостное состояние души порождает благие намерения, которыми, как известно «вымощена дорога в ад». Бытует выражение «благонамеренный обыватель». Ведь роль Кумира – это роль обывателя.
Благодушие порождает самодовольство – довольство собой и окружающей действительностью. Когда человек живёт радостно () и беззаботно (), то говорят, что он живёт припеваючи. Ведь когда у человека хорошее настроение – он поёт.
Благодушный человек, обретший гармонию в своей душе – это счастливый человек. Счастье – это когда всё хорошо. Счастье – это набор эмоциональных состояний, связанных с ролью Кумира : радость (), гордость () и благодушие (). Поэтому поздравления с праздником всегда сопровождают пожеланием успеха, счастья, радости и благополучия, т. е. пожеланием переживать чувства связанные с ролью Кумира.
Слово «благодарю» – это благо дарю. Это пожелание человеку перейти к благостному состоянию души, т. е. в состояние благодушия.
Все идеалы обывателя о «счастливом светлом будущем» – это представления о мирной, достойной, радостной и беззаботной жизни. Именно поэтому все сектантские агитки о «рае Царствия Божия» изображают «просветлённые лица» улыбающихся и добродушных людей, «нашедших гармонию внутри себя». Ведь счастье – это когда не надо ни напрягаться, ни беспокоиться.
Роль Кумира – это роль обывателя, достигшего всего, чего он хотел. Ему уже некуда больше стремиться. И теперь он, достойный человек, может жить счастливо, может «почивать на лаврах». При этом не важно, на какой ступени социальной лестницы находится обыватель, каков его достаток. Важно, что обыватель считает своё положение разумно-достаточным. «Будь доволен сам собой!» – стержень обывательской философии. Фраза: «Человек – это звучит гордо» – принадлежит обитателю ночлежки из пьесы М.Горького «На дне». Но он, обитатель «дна» – хочет гордиться собой.
Нет никакой разницы в спектре чувств между царственным или великосветским обывателем и обывателем со дна общества – ханыгой. Великосветским обывателям столь же свойственны благодушие и самодовольство, как и ханыгам. Ханыга желает выпить и закусить, чтобы расслабиться и перейти к благодушному настроению.
Слово «самодовольный» обычно употребляют вместе со словом «напыщенный». А к словам «напыщенный и самодовольный» обычно добавляют «индюк» или «болван». Это не случайно. Обыватель глуп. Это гордый, радостный и самодовольный болван. Своих мыслей у него нет. Он не знает, что думает, пока не услышит, что он сам сказал. Они не пишут книг – у них нет мыслей для себя в тишине. Они издают сборники речей и выступлений.
Несмотря на то, что обыватели себя считают «культурными и цивилизованными», они не являются творцами культуры и цивилизации. Они – не творцы, а лишь потребители культуры.
Почти все классики русской и всемирной литературы отдали дань обличению пошлости и мещанства. На самом же деле они лишь описывали черты роли Кумира, которая доминирует в характерах мещан-обывателей.
Обывательские идеалы – это идеалы успеха и благополучия, радости и гордости. Нельзя не заметить, что самые читаемые обывателями издания – это газеты и журналы о светской жизни, о жизни звёзд и знаменитостей. Там пишут о том, кто из знаменитостей на каком вечере был, в каких нарядах и как там выпендрился. Обыватели хотят войти в элиту общества, хотят стать частью элиты, хотят также, как элита, ходить в нарядах, сверкать улыбкой и выпендриваться. Обыватели стремятся к тому положению, которого добилась элита.
В «Песне о Буревестнике» А. М. Горького есть персонаж, в котором отражены два качества Кумира – глупость и трусость:
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах…
«Глупый пингвин» – это обыватель, который боится бури. Он в песне противопоставляется Герою-«Буревестнику». Если Героям нужна буря и «великие потрясения», то обыватели боятся бури. Они хотят достойно жить и радоваться.
Душевные качества, свойственные людям, в характере которых доминирует роль Кумира, определяют их взгляды, убеждения и жизненные ценности.
Нельзя не заметить, что именно такие черты свойственны представителям российской либеральной общественности. Они постоянно говорят о «достоинстве личности». Всех людей они делят на «тех, в ком есть чувство собственного достоинства и тех, в ком его нет». Они утверждают приоритет прав личности над правами общества. Они интернационалисты и космополиты, ибо полагают, что «человечество квантуется на личности». У них нет этнической солидарности (если они русские по происхождению). Вместо защиты интересов русского народа они говорят об «общечеловеческих ценностях».
Тут надо оговориться. С течением времени некоторые слова меняют свой смысл, т.е. изменяется стоящее за словом понятие. Если еще в начале XIX века слово «либерал» означало вольнодумца (А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» называет героя «опасный либерал»), то теперь «либерализм» означает попустительство и снисходительность при благодушном самодовольстве. Сейчас говорят «мягкотелый либерал» («робко прячет тело жирное…»).
В «Сказке о Мальчише-Кибальчише» Аркадий Гайдар хорошо показал Кумира-обывателя – это Мальчиш-Плохиш, который «за бочку варенья и корзину печенья» захотел идти в буржуинство. Плохиш кричал: «Я свой, буржуинский!» А в это время друзья-товарищи «мальчиши-малыши» бьются с буржуинским войском. Среди них есть Мальчиш-Кибальчиш – это Герой-Заводила – он первый среди равных, среди своих друзей-товарищей.
Если простым людям (т. е. людям, в характере которых доминирует роль Простака ) свойственен дух товарищества и коллективизма – «сам погибай, а товарища выручай!», «один за всех и все за одного!», то Кумир – он достойный обыватель – он индивидуалист. К тем, кто чувствует себя гордо и достойно (т. е. пребывает на роли Кумира) обращаются «господа», а к равным себе, к своим друзьям и товарищам обращаются «товарищи».
Если коммунизм – идеология общинности, коллективизма всегда была и будет идеологией широких масс простого трудового народа, то либерализм – это идеология обывателей, идеология «среднего класса», идеология мелкой буржуазии.
Элита и обыватели – это «одного поля ягоды», это один и тот же кумирский тип характера. Разница лишь в том, что у представителя элиты денег больше, чем у обывателя. А замашки, манеры, жизненные ценности – те же самые: понты, показушничание, тяга к праздности и безделию, чувство превосходства, благодушие и наплевательство. Обыватель – он оттого лишь фрондирует, что хочет войти во власть, хочет быть частью элиты, хочет, чтобы к нему относились, как к высшему сословию.
Обыватель для элиты – «он свой, буржуинский». Они чувствуют родство душ. Поэтому элита интегрирует представителей либеральной общественности во власть, предоставляет им доступ к СМИ. Элита, верхи, властители не боятся обывателей. Они боятся народного единения, боятся «руки миллионопалой, сжатой в один громящий кулак» (В. Маяковский).
Чувства, связанные с ролью Кумира – гордость, радость, умиротворение, – считаются хорошими чувствами. Все сказки с хорошим концом заканчиваются тем, что герои стали жить достойно и радостно, стали жить припеваючи. Т. е. их душевное состояние стало соответствовать роли радостного и благодушного Кумира.
Переход на роль Кумира – это приз в конце испытаний. Это то душевное состояние, к которому люди стремятся. Говорят: «Вот закончу работу, добьюсь цели, вот тогда и отдохну. Буду жить радостно и достойно, обрету гармонию и покой в душе».
Победы и достижения отмечают праздником. Сценарии всех советских праздников очень хорошо соответствовали душевному состоянию Кумира. Сначала – много гордости и достоинства (). Начинается торжественное заседание. На сцене самые уважаемые люди – президиум. В торжественно украшенном зале много света от роскошных люстр. Достойные люди, одетые во всё лучшее с достоинством рапортуют об успехах, похваляются победами. Их награждают орденами и аплодисментами. После торжественного заседания – праздничный концерт. Артисты дарят радость и смех. Публика в зале забавляется и веселится (). Затем праздничный ужин. Банкет. В благодушном () состоянии души все возвращаются домой.
Роль Кумира – это роль для отдыха и праздника, для накопления сил и наращивания жира. Эта роль не предназначена для дел. При этом роль Кумира – это роль Главы, роль начальника, не зря ведь манеры Кумира называют «начальничьими замашками».
Когда во главе предприятия или коллектива становится человек, в характере которого доминирует роль Кумира, то дела там идут лишь по инерции. Поэтому возглавлять должны те, у кого глаза горят, за которыми идут. Когда говорят, что надо «дать дорогу молодым», что «молодым везде у нас дорога, а старикам везде у нас почёт» – это как раз и означает, что надо Кумиров заменить Героями. Однако надо помнить, что не все молодые обладают героическим характером. Бывает, что и у молодых переизбыток гонора и пустозвонства, себялюбия и самодовольства. Молодость, сама по себе, ещё не гарантирует героической доминанты характера, не гарантирует огня в душе, не гарантирует увлечённости делом.
Очень многие люди только для того и стремятся к успеху, чтобы, достигнув его, побыть на роли Кумира. Одни рвутся к власти и богатству, другие – к вершинам науки или искусства, и всё лишь для того, чтобы в конце пути – постоять на пьедестале почёта, искупаться в лучах славы, испытать чувство триумфа, побыть в роли победителя. Исключительно ради «медных труб» славы они готовы пройти «огонь и воду», чтобы в конце пути вкусить славы и праздника. Они идут к успеху любой ценой, лишь бы в конце нелёгкого пути можно было гордо поднять голову, выпрямить спину, расправить плечи и, улыбаясь, смотреть на всех с высоты своего успеха. Собственно для этого и предназначены такие процедуры, как триумфальная встреча победителей, возведение на пьедестал почёта, награждение знаками отличия. В конце пути обязательно должно ждать какое-то торжество, какой-то праздник: торжественный выпускной бал или чествование на банкете после защиты диссертации.
Однако есть такие области деятельности, которые не принесут оглушительного успеха при жизни. Двигать дела в таких областях, заведомо зная, что не будет славы и чести, восторгов и поклонений – это совсем другое. Ведь человек, который сознательно обрёк себя на бесславие и безвестность, который не имеет в глазах окружающих права носить гордость и достоинство, такой человек воспринимается, как неудачник, как человек, не добившийся жизненного успеха. С ним говорят снисходительно, пренебрежительно. Его не уважают.
Убить в себе Кумира и кумирские мечты – это не просто. А может и не надо этого делать? Может махнуть на всё рукой и предаться праздности и лени, погрязнуть в неге и роскоши (если есть такая возможность).
Многие богатые людей в детстве были двоечниками. Одноклассники двоечника, получая заслуженные пятёрки, радовались () и гордились () своими успехами. Двоечнику тоже хотелось быть в роли Кумира. Но как продемонстрировать свою успешность, если не знаниями? – Деньгами! И двоечник устремляется к богатству.
И вот, спустя годы бывший двоечник, встречаясь с одноклассниками, похваляется перед ними своим богатством: роскошными автомобилями, виллами, продажными красотками, высокими должностями, купленными дипломами и научными званиями. Однако друзья детства говорят ему: «Бабло – не ответ! Покажи, что ты лично создал, познал, открыл, изобрёл. Кто ты будешь сам по себе, если тебя лишить денег и званий, выкинуть с высоких должностей, вытряхнуть из шикарных одежд?». «Да вы мне просто завидуете» – отвечает бывший двоечник и, разочарованный, возвращается в свой круг богачей, где один перед другим «понты кидают».
…
Каждому человеку известны чувства, связанные с ролью Кумира: радость (), гордость () и благодушие (). В каждом человеке есть кумирское начало. Другое дело, что в одних людях этого кумирского начала много, а в других – мало.
Люди, в характере которых не хватает качеств роли Кумира, независимо от реальных достижений, воспринимаются как неуспешные люди, как неудачники. Такие люди не умеют «подавать себя». Им не хватает авторитетности, солидности, представительности.
Умение подать себя, сосредоточить на себе внимание, умение «держать на себе внимание зала» нужно любому публичному деятелю: оратору, конферансье, проповеднику, лектору, учителю. Для этого надо уметь переходить на роль Кумира, уметь держать себя с достоинством, улыбаться и красиво говорить. А иначе – никто слушать не будет, никто не обратит внимания на твои слова. Если сам себя не будешь уважать, то никто тебя уважать не будет.
Искусство красиво выступать – это великое искусство. Бывает, что выходит к доске скучный, занудный преподаватель и начинает что-то бубнить у доски себе под нос. Его никто не слушает. В аудитории начинается тихое перешёптывание и сдавленное хихиканье, постепенно переходящие в шум и гвалт. Другое дело если перед аудиторией выступает велеречивый краснобай. Он красуется и рисуется, принимает торжественные позы и делает многозначительные паузы. Говорит при этом он банальности, но слушают его раскрыв рот и затаив дыхание. А скучный зануда – он хоть и знает в сто раз больше, чем краснобай, но ничего донести не может – его не слушают. А краснобай – тот хоть что-то, да донесёт до слушателей.
Искусство учить – это великое искусство. Не всякий мастер своего дела может быть хорошим учителем. Раскрыть ученику секреты мастерства – это завершающая стадия обучения. Главное же в обучении – это «поставить базу» – обучить базовой технике, привить базовые навыки, дать базовые знания. Чтобы провести ученика шаг за шагом от профана до мастера недостаточно одной лишь правильной методики обучения. Необходимо, чтобы учитель был авторитетом для ученика. Иначе ученик не станет слушать учителя, не будет внимать каждому его слову.
Авторитет в разговоре на стороне того, кто обладает или неторопливой,
значительной манерой высказывать свои мысли, или спокойной властностью,
то есть на стороне того, кто уверен в том, что его слушают. Слова одно
за другим отделяются от него и всей своей тяжестью падают на слушателей.
Человек же, веса не имеющий, выглядит так, будто он все время пытается
удержать собственные слова и вернуть их обратно; он стесняется своей фразы
еще до того, как успел ее завершить.
(Андре Моруа)
Успешные публичные выступления, ораторское искусство невозможны без превалирующей в характере роли Кумира. Герой без развитого кумирского начала – это молчаливый альпинист или футбольный голеадор, неспособный связать двух слов перед камерой. В характере любого страстного оратора превалируют роли Кумира, Героя и Хитреца. Роль Хитреца даёт оратору живой, «быстрый» ум, находчивость, сообразительность, острословие. О роли Хитреца речь пойдёт в следующем параграфе.
Назад | Оглавление | Вперёд