Любая наука, как известно, складывается из определения предмета науки и теории этого предмета – системы представлений о предмете науки, которая составляет содержание науки. В идеальном случае существует единая (всеобщая, универсальная) теория, полностью и всесторонне описывающая предмет науки. Бывает, что предмет науки описывается не единой теорией, а набором локальных теорий, каждая из которых удовлетворительно описывает свою часть предмета науки, однако между собой локальные теории стыкуются плохо.
Если единая теория подобна карте, на которой подробно отображены все аспекты изучаемого наукой явления, то набор локальных теорий подобен листам атласа. Из локальных теорий нельзя составить единую теорию, подобно тому, как из листов атласа нельзя сложить единую карту.
Если локальных теорий недостаточно для полного описания предмета науки, а сами локальные теории сомнительны, да и противоречат одна другой – это признак недоразвитой науки. Таковой является наука психология.
Вот, что пишет доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.И.Слободчиков на 4 странице книги «Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе»:
… в современной психологии человека …слишком много эмпирических обобщений, частных гипотез и разнородных теорий о феноменах психического, которые собраны в слабоструктурированный и внутренне противоречивый блок под названием «общая психология».
Образно выражаясь, «атлас науки психологии» погрызен мышами, испорчен плесенью, изъеден насекомыми; страницы разрознены и перепутаны, многих страниц недостаёт, иные залиты чернилами; надписи сделаны непонятными знаками на неизвестном языке, а главное – непонятно, какую местность, какой страны отображает атлас.
Психологов не устраивало такое положение дел. Поэтому ещё в 1950-е годы 90 ученых из Американской психологической ассоциации в течение 5 лет пыталась объединить сведения о психике в единую теорию, однако их усилия не увенчались успехом.
Итог подвел Зигмунд Кох, (Sigmund Koch, 1917–1996), американский психолог и соредактор сборника «Век психологии как науки» (A Century of Psychology as Science, 1985), сказав, что психология не представляет собой единой науки. Он писал:
«Ничто столь громадное, как сфера функционирования всех организмов (не говоря уж о людях), не может быть предметом единой научной дисциплины. Ставя целью теоретическую интеграцию, нужно учесть, что ни одна крупная отрасль знания, включая физику, никогда не достигала такого состояния. Если детально рассмотреть столетнюю историю развития психологии, то станет очевидной тенденция к теоретической и предметной раздробленности (и нарастающему обособлению «специализаций»), а не к интеграции».
Главная причина неудачи состоит в том, что психологи не знают, что такое психика. В психологии нет вразумительного определения психики (предмета изучения науки). Вот, как об этом пишет декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии В.А.Аверин на 6 странице учебного пособия «Психология личности» (в абзаце, предшествующем разделу «Ещё раз о предмете психологии личности»):
Итак, мы встречаемся с парадоксальным фактом. Есть наука, …выдвигаются
гипотезы, формулируются и формируются концепции, теории и целые направления,
но никто не в состоянии вразумительно определить предмет изучения.
… можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии … отсутствует
более или менее общепринятая концепция личности.
Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой.
(Аверин В.А. Психология
личности: Учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001 г.)
Ни одно определение психики не даёт прямого и ясного ответа на главный вопрос психологии: что такое психика? Все определения психики уворачиваются от прямого и ясного ответа на этот вопрос; прячут отсутствие ответа за нагромождением слов.
А ведь любая наука начинается с определения предмета изучения науки. Если нет вразумительного определения предмета науки – значит эту науку ещё не начали создавать. Ведь если нет понимания того, какое явление надо изучать, то нельзя создать теорию этого… неизвестно чего. Это задача на тему «пойди туда – не знаю куда, и принеси то – не знаю что». Поэтому в психологии нет теории психики.
В психологии нет не только единой теории психики, но нет и набора локальных теорий, в совокупности описывающих психику, и даже нет вразумительного определения психики. Это означает, что психологии как знания не существует. Наука психология – это беспредметное словоблудие, нагромождение бессмысленных заумно-научных терминов, за которыми прячут отсутствие представлений о предмете изучения науки.
Все психологические курсы и тренинги – это «цыганщина», «развод лохов на деньги». Все методики «взяты с потолка», «высосаны из пальца». Весь психоанализ и рекомендации психологов – это «лапша на уши», ибо обоснованием любых психологических тестов, методик и рекомендаций может быть только теория психики, которой в науке нет.
А между тем слово «психология» было введено в общественный и научный оборот ещё 500 лет назад. В начале XVI века хорватский поэт и гуманист Марко Марулич впервые использовал слово «психология» в произведении «Psichiologia de ratione animae humanae». В 1590 году философ Гоклениус применил слово «психология» для обозначения книг ряда авторов. После работ «Рациональная психология» (1732 г.) и «Эмпирическая психология» (1734 г.) немецкого философа Христиана Вольфа слово «психология» получило распространение в обществе.
Пушкин в «Маленьких трагедиях» вложил модное слово «психолог» в уста Мефистофеля:
Мефистофель:
Я психолог… о вот наука!
(А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии. Сцена из Фауста». 1830 г.)
За 500 лет психологи написали горы статей и диссертаций, присвоили один другому научные звания, вручили награды и премии, получили огромное количество денег от частных лиц и государственных организаций, но теорию психики они не создали.
Впрочем, глобальные прорывы в познании зачастую совершают не сообщества учёных, а творцы-одиночки. Так бывает, когда наука явно ошиблась с направлением – «пошла не в ту степь» и заблудилась. Чтобы выйти на верный путь нужен свежий взгляд «человека со стороны». Так и произошло с психологией.
В 1990-е годы было создано с нуля (с чистого листа) законченное, завершённое учение о психике – ролевая теория чувств и отношений, составной частью которой является Учение о 7Я.
Нет смысла пересказывать теорию – с ней можно ознакомиться самостоятельно, приобретя книги в интернет-магазине издательства или бесплатно прочитав их на этом сайте. Знакомство лучше начинать с книги «7Я. Краткий курс» – там приведено Учение о 7Я (теория 7Я), а после читать «Семь звёзд в деснице» – в этой книге ролевая теория чувств и отношений приведена полностью. Быстро ознакомиться с сутью теории можно прочитав «Основные положения ролевой теории психики (ролевой теории чувств и отношений)».
Если коротко, ролевая теория психики (она же – ролевая теория чувств и отношений) – это общая (единая, универсальная) теория психики, объединяющая в себе теорию эмоций, теорию ролей и теорию психических типов (типов характера). Это оригинальная теория – она не является синтезом или переделкой каких-либо уже известных в психологии теорий.
Ролевая теория чувств и отношений – это первая и единственная теория собственно психики. Это ясная, хорошо работающая теория, лишённая натяжек, нестыковок и противоречий. Это строгая и точная теория. Для описания отношений и ситуаций используется формализованная ролевая запись, основанная на схеме чувств и отношений. Рассматриваются ролевые связки и треугольники отношений.
Ролевая теория психики позволяет проводить анализ характера отдельного человека и анализ отношений между людьми; предсказывать совместимость характеров и степень психического комфорта человека в коллективе. Теорией определены условия стабильности отношений в коллективе.
Ролевая теория чувств и отношений объясняет смысл моральных категорий, раскрывает секреты любви и тайны власти, показывает анатомию смеха, отвечает на сокровенные вопросы. Например:
Ролевая теория чувств и отношений – знание, проверяемое каждым человеком, ведь жизнь человека неизбежно связана с настроениями и переживаниями, перипетиями отношений и столкновениями характеров. Каждый человек, хочет он того или нет, волей-неволей является пожизненным исследователем мира чувств и отношений. Жизнь человека от рождения до смерти – это непрерывный психологический эксперимент.
Ролевая теория чувств и отношений – именно такая теория психики, какой она должна быть. Она опирается на народную мудрость и жизненный опыт. В ней нет заумных слов. В качестве терминов используются слова простой разговорной речи. С теорией легко согласиться. Кажется, что примерно так всегда и думал, к чему-то подобному всегда и шёл, а теория лишь окончательно расставила всё по своим местам, упорядочила, свела повседневные наблюдения в стройную систему представлений.
Появление ролевой теории чувств и отношений – событие цивилизационного значения. На основе этой теории можно развивать науки о человеке и обществе: этнологию (учение об устройстве этносферы), этнопсихологию (учение о национальных характерах), социопсихологию (учение об отношениях в обществе) и т.д.
Короче говоря, Россия в очередной раз подтвердила правоту М.В.Ломоносова написавшего:
И может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны. 1747
г.)
Ролевая теория психики относятся к классу фундаментальных, основополагающих знаний. Это знание навсегда – «на веки вечные». Устройство души (психики) никогда не изменится, подобно тому, как никогда не изменятся законы чисел. Язык души, язык чувств и отношений будет таким же и через сто, и через тысячу лет. Поэтому ролевая теория психики никогда не устареет, никогда не утратит актуальности, подобно тому, как никогда не устареет и не утратит актуальности таблица умножения.
Ролевая теория психики – это прорыв во внутренний космос человека, в космос души. И этот прорыв является не менее значимым приоритетом русского народа, чем прорыв во внешний космос – запуск первого искусственного спутника Земли и первый полёт человека в космос.
Нет сомнений, что ролевая теория психики станет предметом гордости России и русского народа, но не российской науки и не российского государства – они не причастны к её появлению.
За 20 лет стоимость первой печатной книги, посвящённой Учению о семи Я, выросла в 5 000 (5 тысяч) раз! В 1999 году книга «Учение о семи “Я”» стоила около 20 рублей, а ныне продаётся за 100 тысяч рублей (meshok.net, moiknigi.com, books.ru, libex.ru). Продаёт книгу коллекционер, НЕ связанный с автором книги.