Злодей

Степень агрессивности животных можно определить по их хвостам. Когда животные злятся – они бьют хвостом, когда готовятся к нападению – расправляют хвост, а когда желают уйти от схватки – поджимают хвост. Поджать хвост под брюхо означает сойти с роли Злодея, сдаться без боя. Люди тоже иногда говорят: «Ты на меня хвост не поднимай!».

Роль Злодея обозначается символом , изображающим хвост. По древним представлениям роль Злодея связана с хвостовой чакрой «муладхарой», которая находится у копчика (рудиментарного остатка хвоста) и управляет выделительными процессами организма (животные активно двигают хвостом при испражнении фекалий).

С ролью Злодея связаны три чувства: злоба (гнев, ненависть), твёрдость (строгость, уверенность) и сосредоточенность (серьёзность). Эти чувства являются отношениями, обращёнными от роли Злодея к ролям Жертвы (), Героя () и Кумира () соответственно. В схеме души эти чувства отображены стрелочками, исходящими от роли Злодея .

Чувство злобы, гнева, ненависти является отношением, обращённым от роли Злодея к роли Жертвы (). Гнев, злоба, ненависть порождают желание разорвать, размазать, убить, уничтожить. Того, кто испытывает это чувство злобы и ненависти называют Злодеем, а того, кого разрывают, размазывают и убивают, называют Жертвой.

Чувство гнева, злобы так описано в «Песне о Буревестнике»:

Когда всесжигающее чувство ненависти поселяется в душе человека, он становится обозлённым на весь мир, на всех окружающих. И уж если из него выскакивает злоба, то в такие моменты человек готов убить каждого, кто попадется. Иногда приходится слышать: «Берёт такая злость, что готов стрелять всех подряд…» Так появляются убийцы, которые врываются в школу, кафе, ресторан и расстреливают всех подряд, пока не кончатся патроны.

Гнев, злобу, ненависть называют ещё чувством агрессии. Именно ненависть порождает драки и войны, когда, «одни злочестивые вкушают ярость других злочестивых».

Чувство злобы считается искренним чувством, т.е. чувством, исходящим от сердца, поэтому человека сделавшего что-то по злобе, говорят, что он это сделал «в сердцах». Поэтому разозлённого человека ещё называют сердитым, рассердившимся.

Злобу в самом сильном проявлении называют лютой ненавистью, яростью. Под воздействием лютой ненависти человек готов мучить, истязать свои жертвы. Говорят: «Лютует в ярости».

Злобу, ненависть считают плохим чувством, называют «негативной», «отрицательной» эмоцией. Однако мир чувств сводится не к двум полюсам (позитивному и негативному, положительному и отрицательному), а к семи полюсам души – к 7 ролям. Это у магнита 2 полюса, а у души 7 полюсов (7 чакр, 7 психических центров).

На самом деле нет плохих или хороших чувств. Есть лишь уместные и неуместные чувства, есть подобающие и не подобающие случаю чувства. Иногда ярость бывает нужна, например, во время войны. Как поётся в известной песне,

Злоба и ненависть пугают, отталкивают людей. От зла бегут. Злобой можно заставлять и принуждать, но не нельзя увлечь за собой. Если за Героем идут сами по своей воле, Шкурник тащит за собой, то Злодей гонит перед собой.

Властителей с жестоким, злобным характером называют деспотами, тиранами. Вокруг них царит атмосфера страха. Злодеи-тираны всегда одиноки, ибо своей ненавистью они «выжигают» всё вокруг себя и, в итоге, остаются в одиночестве. Оттого тирании, деспотии и сатрапии рано или поздно терпят крах.

Злыми деспотами бывают не только мужчины, но и женщины. Пример тому – Салтычиха – помещица, жившая в XVIII веке и убившая более сотни подвластных ей крепостных крестьян.

Про разозлившегося человека говорят «разгорячился». Гневливые люди вспыльчивы. Можно заметить, что гнев связывают со стихией огня. Однако роль гневливого и вспыльчивого Злодея нельзя путать с ролью вдохновенного Героя, зажигающего окружающих своей страстью.

Злоба, гнев, ненависть является столь же неотъемлемой частью души, как и другие чувства. Никакое чувство (и злобу в том числе) нельзя вычленить из души, нельзя удалить из души, нельзя «ампутировать». Многие мыслители в надежде избавить мир от войн и злодеяний предлагали отказаться от злобы и ненависти. Эта мысль доведена до логического абсурда в буддизме, где запрещено ненавидеть и убивать любую тварь. Если обычный человек, доведённый ночью до бешенства гудящим в ухо комаром, зажигает свет и, схватив Священное Писание, которое богоугодно читал на ночь, начинает со злостью лупить книгой по стенам и мебели в погоне за комаром, то буддист должен помолиться и, медитируя, погрузиться в блаженную нирвану, если он, конечно, умеет медитировать.

Другое чувство, связанное с ролью Злодея, – это чувство твёрдости. Это чувство является отношением, обращённым от роли Злодея к роли Героя ().

Чувство твёрдости порождает такие черты характера, как прямота, стойкость, строгость, жёсткость, суровость, сдержанность и хладнокровие. Эти черты характера считаются мужскими чертами характера. Поэтому когда предлагают проявить мужество, речь идёт именно об этих душевных качествах.

Люди с твердым характером – это люди железной воли. Несгибаемые, несокрушимые, твердые как скала. Про таких говорят: «человек-кремень», «крепкий орешек».

Люди с твёрдым характером хладнокровны. Они сдержаны и молчаливы. Если они говорят, то говорят отрывисто, кратко, лаконично. Сказал – как отрезал. Они умеют говорить «нет».

Главное внутреннее противоречие роли Злодея состоит в том, что в этой роли одновременно сочетаются вспыльчивость (гневливость) и хладнокровие (сдержанность). Когда призывают «проявлять твердость, но сдерживать негативные эмоции», то имеют в виду сдерживать злобу – ведь именно она считаются «негативной эмоцией». Такой призыв появляется оттого, что чувство злобы () идёт рядом с чувством твёрдости (), – ведь они связаны с одной ролью Злодея .

Людей твёрдых и несгибаемых называют сильными людьми. При этом имеют в виду не физическую силу, а «силу воли», «силу характера», «силу духа», «крепость духа», «твёрдость духа». Именно о крепости духа поётся в известной песне:

Когда про человека говорят: «Он сильный и злой», – то и в этом случае под словом «сильный» подразумевают опять же не физическую силу, а «силу духа». А сила духа, (твёрдость духа, крепость духа) идёт рядом со злобой – ведь они связаны с одной ролью Злодея.

«Окрепнуть духом» – значит обрести твёрдость и уверенность. Говорят: «Не в силе правда, а в правде сила», – т. е. сила духа черпается из уверенности в своей правоте.

Силу духа также называют чувством правды, чувством справедливости. Люди с твёрдым характером – это честные, прямые, правильные и неподкупные люди. Они не поступаются принципами, ибо убеждены в своей правоте. Они так и говорят: «Наше дело правое».

Чувство правды называют ещё «чувством долга». «Сильный духом» человек говорит себе: «Кто, если не я». Силу Духа, твердость называют «внутренним стержнем в человеке». Твёрдые люди одиноки, но они не боятся одиночества. Они говорят про себя: «Я сильнее, когда один».

Люди с твёрдым характером отличаются патологической честностью. Они абсолютно неприемлют никаких компромиссов со своей совестью. Например, продать дороже, чем купил, а уж тем более заломить цену – это с их точки зрения нечестно. По причине своей честности они к торговле и бизнесу неспособны. Ведь главное правило торговли: «не обманешь – не продашь».

Девиз людей с твёрдым характером: «не врать и не бояться». Это смелые люди. Они ничего не боится. Такой человек – он и «один в поле воин». Он один может пойти на толпу и будет биться до конца, до последней капли крови, до последнего вздоха.

Человек с твёрдым характером – это защитник правды (как он её понимает), защитник основ и устоев.

У этих людей твёрдая рука. У них нет сомнений и колебаний. Твёрдость руки нужна не только палачу, но и хирургу, зубному врачу, капитану корабля, чтобы, держа штурвал твёрдой рукой, провести корабль сквозь бури и рифы.

Кредо людей с твердой рукой – «правда и порядок». Всякий раз, когда нарастает смута и анархия – раздаются крики о необходимости «навести порядок твёрдой рукой». Возникает потребность в суровом человеке с «тяжёлой рукой», который не будет либеральничать, а применит к смутьянам всю строгость закона: «закон суров, но это закон».

Люди с твёрдым характером склонны решать проблемы радикально, тотально, раз и навсегда. Их любимое решение – смертная казнь. «Нет человека – нет проблемы».

Твёрдость ещё называют жёсткостью, а жёсткость часто переходит в жестокость. Очень часто «наводя порядок твёрдой рукой» такие люди срываются в ненависть. Они начинают лютовать – «выжигать калёным железом», «вырвать с корнем». Это происходит оттого, что твёрдость () и ненависть () идут рядом, ибо они связаны с одной ролью Злодея .

Твёрдые люди – это волевые люди. «Проявить волю», «проявить волевые качества души» – это значит проявить твёрдость и настойчивость, значит делать «через не могу». Когда говорят, что «надо воспитывать в себе волю», – то речь идёт о том, чтобы вырабатывать эту самую твёрдость, стойкость, непреклонность и пр.

Люди с твердым характером – это люди «длинной воли». Они всегда готовы приложить волевое усилие для достижения цели. Они всегда готовы «дожать», «додавить», готовы совершить насилие. Когда что-то не получается, не выходит, то приходится всё делать «на стиснутых зубах». Без способности «дожимать» никакое дело не будет доводиться до конца. Не зря говорят, что «насилие – это повивальная бабка истории».

Такими были люди старой закалки – твёрдые, убеждённые и непреклонные:

Такие люди способны стойко и мужественно переносить боль. Они выжигают сигаретой себе бородавки и сами на себе делают операции без обезболивания. Они не гнутся, не сдаются, не ломаются, не «раскалываются», не раскисают, не плачут:

Люди с твёрдым характером – это суровые, «правильные» люди. Правильность – вот стиль жизни советской сталинской эпохи: правильные люди в отутюженных френчах, застёгнутых на все пуговицы, в чистых фуражках и начищенных сапогах. Они говорят правильные слова в правильных кинофильмах. В те времена за опоздание на работу полагалось суд и тюрьма. За отклонение от «линии партии» – расстрел, «шаг вправо, шаг влево – расстрел».

Жёсткий стиль – это общий стиль всех тоталитарных режимов. Под стать этому стилю и личные характеристики членов национал-социалистической партии: «характер выдержанный, твёрдый, нордический, стойкий… беспощаден к врагам рейха… связей, порочащих его не имел» (см. кинофильм «17 мгновений весны»).

Властителей с беспощадным характером называют деспотами, сатрапами, тиранами, диктаторами, но только они могут твёрдой рукой навести порядок.

Твёрдый деспотический стиль правления встречается и в семьях. В деревнях хозяина с твёрдой рукой, который держит семью «в кулаке», так и называют – кулак. В кулацком хозяйстве все работают от зари до зари, там нет ни расхлябанности, ни разгильдяйства.

Женщины тоже бывают с твёрдым характером. Бывает, что семью держит мать или бабка с деспотическим характером. Например, такой женщиной была мать Наполеона.

«Держать в кулаке» – значит не давать никому пикнуть, не давать никому головы поднять. Монархическое государство с единым хозяином (монархом, царём) не зря называется «державой». Монарх всё и всех в государстве «держит».

Чувство твёрдости порождает такую черту характера, как строгость. Твердый человек – это строгий человек. У него строгий костюм, строгая причёска и строгий порядок во всём. Его жизнь подчинена строгому распорядку. Такие люди живут в «зоне строгого режима», который они сами для себя и создали.

Им свойствен строгий стиль в одежде. У них обычно строгий наглухо застёгнутый костюм без украшательств и лишних деталей. Все вещи добротны, прочны и надёжны. Они предпочитают строгий чёрный цвет. Носят чёрные очки. Злодей – это «черный человек».

Чтобы понять этот тип характера достаточно вспомнить образы злодеев из кинофильмов. Это сдержанный немногословный человек коротко стриженный или с гладко зачесанными назад волосами, в чёрной одежде и чёрных очках. Он упорно, настойчиво противостоит главному Герою и терпит от него поражение лишь в решительной схватке в конце фильма. В реальности же победа часто достается не Герою, а Злодею – твёрдому, злому и жесткому человеку.

Чёрные очки, как признак серьёзных, суровых намерений, – это давно устоявшийся «штамп» голливудских боевиков. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Терминатор», «Матрица». Суровый стиль – это стиль главных героев фильма «Матрица»: чёрные очки, строгие чёрные плащи, черные пальто, короткие стрижки, бритые головы.

Строгий стиль называется классическим стилем. В классическом стиле нет ничего лишнего, нет ничего показного, нет никакой пышности (никакого барокко или рококо). Классика – это благородная простота и строгость, это подчёркнутый отказ от любых украшательств, от пошлости, от излишеств.

В России строгий, сдержанный стиль называют петербургским стилем. Петербургскому стилю противостоит московский стиль – пышный и роскошный, с купеческой пошлостью и показухой. Именно строгость петербургского стиля воспевал Пушкин:

Девиз твёрдых, строгих людей: «Быть, а не казаться». Они не терпят никакой показухи, никаких пустых внешних эффектов, никакого самоукрашательства. Поскольку причёска – это самоукрашательство, то они либо просто зачёсывают волосы назад, либо очень коротко стригутся, а то и вовсе отказываются от причёски – бреют голову наголо. «Фашиствующих молодчиков» так и называют – бритоголовые.

Необходимо отметить, что с течением времени некоторые слова меняют свой смысл – изменяется стоящее за словом понятие. Изменился смысл слова «фашизм». Слово «фашизм» (fascismo) происходит от итальянского слова «фашио» (fascio), которое означает «пучок», «связка», «объединение». Изначально слово «фашизм» означало сплочённость, солидарность, коллективизм, единение. Другое дело, что имелось ввиду прежде всего национальна сплочённость, этническая солидарность, народное единение. Теперь же под словом «фашизм» подразумевают жёсткое подавление с целью достижения превосходства.

Ещё одно чувство, связанное с ролью Злодея, – это чувство серьёзности, сосредоточенности, которое является отношением, обращённым от роли Злодея к роли Кумира (). Это чувство лучше называть настроением души или состоянием души. Ведь говорят: «Он настроен серьёзно». Призывают: «Настройтесь на серьёзное отношение к делу. Настройтесь на серьёзный лад».

Когда у человека серьёзное настроение, то он «хмурит брови» – сдвигает брови. Поэтому серьёзное настроение называют хмурым настроением. Если человек серьёзно настроен, то его спрашивают: «Ты чего такой хмурый, такой угрюмый?»

Люди, в характере которых доминирует роль Злодея – это серьезные люди. У них серьёзные дела, серьёзные отношения и серьёзные разговоры. Поэтому роль Злодея можно ещё называть ролью Серьёзного, ролью Хмурого или ролью Угрюмого.

Серьёзное настроение () и твёрдость () часто идут рядом, ибо эти чувства связаны с одной ролью. В серьёзном настроении нет стиснутых зубов, как в чувстве твёрдости, но есть внимательность и сосредоточенность. Серьёзное настроение порождает стремление найти правду, докопаться до истины. А идущее рядом с ним чувство твёрдости – это стремление защитить и отстоять эту правду.

Серьёзное настроение порождает такие черты характера, как внимательность, сосредоточенность, дотошность, въедливость, точность, аккуратность и скрупулезность. Совокупность таких душевных качеств называют педантизмом. Поэтому роль Злодея можно ещё называть ролью Педанта.

У таких людей всё продумано и отлажено – инструменты отточены, обувь начищена, костюм отутюжен, а в кармане непременно находится аккуратно сложенный носовой платок. Их стиль – это стиль «человека в футляре», ибо из аккуратности они стремятся каждую вещь уложить в футляр. Они бережно относятся к вещам (только не надо путать бережливость со шкурной скупостью), поэтому у них вещи долго сохраняются в хорошем состоянии. Они носят старые, но хорошо сохранившиеся вещи и оттого выглядят старомодно.

Серьёзность, сосредоточенность порождает такие качества, как старательность и усердие. Бывает, что работая, Педант кряхтит от старательности. А некоторые из них при старательной работе высовывают кончик языка.

Педанты испытывают тягу к порядку и систематизации. Они стремятся всё упорядочить, всё расставить по местам, всё разложить по полочкам. Педанты знают: порядок – это когда каждая вещь имеет своё место. Если Шкурника спросить: «А у тебя есть …(то-то)?» – «Есть!» – «А где?» – «Ну, надо искать…» – ответит Шкурник. У Шкурника беспорядок, а у Педанта же вещи находятся на своих местах. Ему ничего искать не надо.

У них всё тщательно продумано и спланировано. На встречи и на службу они приходят чуть заранее. Они рано встают и рано ложатся спать. С возрастом встают по утрам всё раньше и раньше также и для того, чтобы иметь возможность без помех посидеть в туалете, – сказывается чувствительность выделительной системы организма. Они отличаются крепким здоровьем. Среди них часто встречаются долгожители.

В доме у Педанта тараканы и прочие насекомые не водятся, ибо не выживают – нечем им там поживиться, нет там грязи. Даже в щелях нет грязи. Там чистота и порядок. Казарменный, холостяцкий порядок. Ничего лишнего нет.

Серьёзное настроение порождает стремление окончательно в чём-либо разобраться, «поставить в деле точку». Иначе говоря, порождает стремление к завершённости.

Всякое дело надо не только начать, продолжить, но и обязательно довести до конца – поставить в деле точку. Если роль Героя предназначена для начинания дел, а роль Шкурника – для продолжения и воплощения на практике, то роль Злодея-Педанта предназначена для завершения дел. Доводка и отладка – вот те завершающие этапы, для которых предназначена роль Педанта. Его не надо торопить, он сам доведёт начатое дело до конца. Это будет очень долго, но в итоге выйдет шедевр.

Уж если Педант начал «рыть» в каком-то вопросе, то он обязательно «докопается». А уж если Педант поставил в каком-то вопросе точку, то там действительно больше делать нечего.

Часто путают мастерство и профессионализм. Профессионализм – это искусство делать работу требуемого качества в кратчайшие сроки, с минимальными затратами и усилиями. А мастерство – это искусство делать шедевр, делать работу наивысшего качества без ограничения по сроку, силам и средствам. Иначе говоря, профессионализм – это проявление шкурного прагматизма, а мастерство – это проявление старательности и педантизма. Профессионализм – это удел Шкурников, а мастерство – стезя Педантов.

Небрежные, шапкозакидательские настроения серьёзным людям не свойственны. Импровизацию они не любят. Шуток они не любят и не желают понимать. Однако они не тупы и не глупы. Но они не любят скоропалительных выводов. Они тщательно взвешивают все доводы за и против. Оттого их считают тугодумами. Они усваивают медленно, но прочно. Они «сильны задним умом».

С серьёзными люди опасно шутить. За неуместную шутку можно ответить с дыбы. Они доподлинно выяснят, что именно имел в виду шутник.

Характер Педанта называют тяжёлым. Про такого говорят: «тяжёлый человек» или «человек с тяжёлым характером».

Педанты всё делают тщательно, аккуратно, основательно, но медленно и неторопливо: они аккуратно отделяют шкурку от колбасы – так, чтобы на шкурке не осталось ни кусочка колбасы, и так же отделяют воск от сыра. Они не едят с бумаги или со сковороды, а лишь из тарелок. Сыпучие продукты всегда пересыпают в специально предназначенную для этого тару. Например, Педант никогда не будет насыпать чай в чайник из пачки. Он сначала пересыпает чай в чайную банку, а уж из банки – в чайник. Ни одной чаинки не пропадет. Это не жадность, а аккуратность.

Въедливость и дотошность – эта та причина, по которой Педанта называют занудой. Если Педант начал говорить, то непременно расскажет то, что решил рассказать. До самого конца расскажет. Менять тему разговора бесполезно. Если его перебить и завести разговор на другую тему, то он терпеливо выслушает, а после всё равно скажет: «Так вот, я не договорил…» – и продолжит свой рассказ с того места, на котором его прервали.

В отличие от непоседливых Героев, Педанты усидчивы. Они способны долго сидеть на одном месте и сосредоточенно корпеть над каким-то предметом. Герой долго сидеть не сможет – он будет постоянно вскакивать.

Один из видов деятельности, где нужна усидчивость, аккуратность, дотошность, въедливость и терпеливость – это труд писателя. Без упорной, кропотливой и настойчивой работы над текстом писателем не стать. Например, пушкинскому Евгению Онегину упорства не хватило:

В характере каждого состоявшегося писателя непременно есть педантизм. Не обязательно роль Педанта доминирует в характере, но педантизма непременно переизбыток. Однако не каждый педант – писатель. Педант способен много раз переписать от руки толстую книгу, но его губит занудство. Он может растянуть короткий рассказ на многотомное собрание сочинений. Всякая попытка Педанта написать художественное произведение неизбежно заканчивается графоманией.

Писатели бывают трёх типов: журналисты, беллетристы и технические писатели. Если журналисты и беллетристы «играют» словами, стремятся к многозначности слов, фраз и речевых оборотов, то Педанты, напротив, всегда стремятся к ясности, однозначности и недвусмысленности текста. Поэтому журналисты и беллетристы из Педантов не выходят. Зато из них выходят хорошие технические писатели, составители инструкций, руководств, наставлений, правил, положений, законов, кодексов – словом, всех тех произведений и документов, в которых требуется продуманность, ясность, однозначность, определённость, логическая связность и завершённость. Писательский стиль педантов – это тяжёлый казённый язык инструкций и руководств.

Педанты умеют вчитываться и отрабатывать текст. Обычно у них есть свой стиль подчёркивания и выделения фраз. Почерк ровный и твёрдый, буквы без завитушек и скруглённых углов, линии четкие. Иногда они пишут буквы в словах отдельно друг от друга. Бывает, что люди в задумчивости рисуют что-то на бумаге. У педантов нет штриховых набросков или завитушек. У них всегда рисунок состоит из четких твёрдых линий.

Педанты не умеют и не желают делать плохо. Они говорят: «Если хочешь, чтобы было сделано хорошо, – сделай сам». С их точки зрения, все кругом халтурщики, которые не умеют и не желают делать дело так, как надо. Они считают, что никому вокруг них дело доверить нельзя, – обязательно испортят, нахалтурят, недоделают; что-нибудь да сделают не так, как должно быть.

Сами они не делают халтурной, некачественной работы и не терпят халтуры от других. Педант – это одинокий мастер, это хмурый зануда вечно чем-то недовольный, ворчливый и брюзгливый.

Они пользуются только добротными, надёжными, высококачественными вещами. На качестве они не экономят. Не случайно, когда хотят подчеркнуть, что вещь сделана добротно и надежно, то говорят, что эта вещь для серьёзной работы. Всякую вещь, а в особенности инструменты для своей серьёзной работы (а иначе работать они не умеют и не хотят) они выбирают очень тщательно.

Люди с въедливым, педантичным характером не часто выбиваются в начальники. За въедливость и дотошность их не любят вышестоящие начальники. Чаще всего Педанты работают на должности главного специалиста – вредного, въедливого и дотошного, буквоеда и крючкотвора, но до тонкостей и мелочей знающего профессию.

В кинофильме советских времён «Майор «Вихрь» есть сцена, в которой очень хорошо отражён стиль Злодея-Педанта. Эсэсовец, которому было поручено взорвать Краков, узнал о своём революционно-пролетарском происхождении и решил застрелиться, чтобы быть честным перед нацией. Он уже поднёс пистолет к виску, но вспомнил про невымытые на кухне рюмки. Он отложил пистолет, пошёл на кухню, вымыл, протёр рюмки, аккуратно поставил их в буфет. И лишь после этого вернулся в комнату и застрелился. Застрелиться, оставив что-то в беспорядке (рюмки невымытыми), он не мог. Разумеется, в доме у него был идеальный порядок. Его форма и внешний вид были безукоризненны. У него были короткие, зачёсанные назад волосы. Да и разве можно представить эсэсовца с копной волос или вызывающей причёской?

Роль Злодея активно эксплуатирует в своём творчестве японский актёр и кинорежиссёр Такеши Китано. Во всех фильмах он играет людей, в характере которых доминирует роль Злодея-Педанта.

Очень хорошо характер Злодея-Педанта отражен в фильме «С меня хватит!» (Falling Down – 1993) с Майклом Дугласом в главной роли.

Для того, чтобы понять, как в одной роли Злодея сочетаются занудство, жестокость и твёрдость можно обратиться к примеру Салтычихи (Дарьи Николаевны Салтыковой), насмерть замучившая как минимум 138 своих крепостных.

Салтычиха была молодой, богатой, красивой женщиной. В 26 лет Салтычиха овдовела и получила в свое полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях.

До смерти мужа за Салтычихой не замечалось особой склонности к жестокости и насилию. Но примерно через полгода после овдовения она начала регулярное избиение прислуги. Основным поводом к наказанию было недобросовестность в мытье полов или стирке. Салтычиха любила чистоту и порядок. Она не терпела халтуры и недобросовестности. (Узнаём черты Злодея-Педанта). Салтычиха стремилась твердой рукой навести порядок, но её жесткость стала переходить в жестокость. Она начала срываться на злобу и ненависть. Чувство злобы () идёт рядом с чувством твёрдости () – ведь они связаны с одной ролью Злодея

Наказание начиналось с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено). Провинившуюся затем пороли, порой до смерти. Салтычиха могла обливать жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Также она использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши. Она часто таскала людей за волосы и при этом била их головой о стену длительное время. Многие убитые ею, по словам свидетелей, не имели волос на голове, Салтычиха рвала волосы пальцами, что свидетельствует о ее немалой физической силе. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе. (Узнаём злобу и жестокость, свойственную людям, в характере которых доминирует роль Злодея).

После разоблачения и суда Салтычиха провела в заключении 33 года, из них 11 лет в склепе. Она так и не раскаялась. (Узнаём твёрдость, стойкость и убежденность в своей правоте, свойственную людям, в характере которых доминирует роль Злодея-Педанта).

Салтычиха – яркий пример того, как роль превращается в доминанту характера. До овдовения за Салтычихой не замечалось особой склонности к жестокости и насилию. Но после смерти мужа ей пришлось занять его роль. После этого началось превращение занятой Салтычихой роли Злодея в доминанту её характера.

Итак, одну и ту же роль можно называть ролью Злодея, ролью Твёрдого, ролью Сильного Духом, ролью Педанта, ролью Серьёзного, ролью Хмурого, ролью Зануды.

Каждому человеку известны чувства, связанные с этой ролью. Другое дело, что в одних людях много качеств этой роли, а в других – мало. Человек, характеру которого не хватает качеств роли Злодея – это размазня бесхребетная. Говорят, что в нём нет внутреннего стержня. Такого человека называют слабовольным, слабохарактерным, слабаком, «манной кашей». Ему не хватает жёсткости, твёрдости, уверенности, настойчивости. Такой человек не способен отстаивать правду, отстаивать свои взгляды и убеждения, не способен защитить родных и близких. Про мужчину, который не обладает мужскими чертами характера (т.е. в характере которого недостаёт черт роли Злодея-Педанта), говорят: «Не мужик, а тряпка…, безвольная и бесхарактерная». И вообще, когда спрашивают: «Есть ли у этого человека характер», – то подразумевают, есть ли в его характере черты роли Злодея-Педанта. Под словом «характер» обычно подразумевают твёрдость.


Назад Оглавление Вперёд