Шкурник

Есть люди, которых называют «шкурниками». Согласно толковым словарям русского языка (Ожегов, Кузнецов, Ушаков), шкурник – человек, который заботится только о себе, только о своем благополучии, о своих личных выгодах. Есть фильм «Шкурник» (1929 г.) про шкурника.

Слово «шкурник» и производные от него: «шкурность», «шкурная» душа, «шкурный вопрос», «шкурные интересы», «шкурные намерения», «шкурные побуждения» – они хоть и связаны с частью тела (с кожей, шкурой), но говорят о вполне определённых чертах характера. Иначе говоря, существует связь между шкурным характером человека с особенностями его организма.

А.Н.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» подметил связь между чувствительностью кожи (шкуры) и жадностью к деньгам у дельцов-бизнесменов:

Шкурники обладают повышенной восприимчивостью нервной системы и быстротой реакции. Повышенная чувствительность кожи у Шкурников, возможно, связана с тем, что к поверхности кожи выходит много нервных окончаний. Впрочем, повышенную чувствительность кожи следует рассматривать не как верный признак шкурности, а лишь как возможную примету. Однако это уже вопросы физиологии. Для психологии важен лишь факт связи между шкурой (частью организма) и шкурностью (качеством души), а природа этой связи не имеет значения. Психология (душеведенье) должна ведать душу, а тело должна ведать физиология (теловедение).

Согласно древним представлениям роль Шкурника связана с чакрой «манипурой», расположенной у солнечного сплетения и обозначаемой символом – окружностью со стрелкой.

С ролью Шкурника связаны три чувства: жадность (алчность), недоверие (подозрительность) и тревога (озабоченность, обеспокоенность). Эти чувства являются отношениями, обращёнными от роли Шкурника к ролям Героя (), Хитреца () и Простака () соответственно. В ролевой схеме души эти чувства отображены стрелочками, исходящими от роли Шкурника .

Связанное с ролью Шкурника чувство жадности, алчности, вожделения – является отношением, обращённым от роли Шкурника к роли Героя ().

Жадность рождает стремление обладать предметом вожделения. Жадность и алчность постоянно подхлёстывает Шкурника использовать свой шанс, не упустить добычу, успеть хапнуть, опередить других, вовремя рвануть к себе. Оттого Шкурников называют хапугами и рвачами. У них очень развит «хватательный рефлекс».

Шкурник – любитель дармовщины и лёгкой наживы. Шкурная жадность, желание хапнуть по дешёвке порождает ажиотажный спрос, когда выкидывают дефицитный товар. Когда алчущим бросают «на драку-собаку» предмет их вожделения, то они, подхлёстываемые жадностью, устраивают между собой шкурную грызню.

Жадность является источником зависти: «другой хапнул, ему досталось, а мне нет!» – завидно. Про Шкурника говорят: «Глаза завидущие, руки загребущие».

Шкурник – он не только рвач и хапуга, он ещё жадина и жмот, скряга и скупердяй. Когда Шкурник смотрит на красивую женщину, он думает о том, сколько денег стоит её содержание и, в итоге, понимает, что деньги он любит больше чем женщину.

Шкурники очень не любят слово «купить», потому что «купить» означает «отдать деньги». Им больше нравится слово «приобрести», т. е. «раздобыть», «достать», «найти», «получить в дар», «украсть» и лишь в самом крайнем случае, хорошенько поторговавшись, – «купить».

Если Шкурник что и покупает, то только по дешёвке. Он лишнюю копейку не заплатит. Прежде чем что-либо купить, Шкурник всегда найдёт самую низкую цену. Он всегда знает что, где и почём. Тяга к деньгам – это очень шкурная склонность натуры.

Шкурник – вор. Либо явный вор, либо вор в глубине души. У Шкурника всё «само» липнет к рукам. Если растяпа постоянно всё теряет, то у Шкурника, напротив, всё как бы само собой накапливается.

Шкурник – барахольщик. Он тащит в дом всё, что попадётся, всё, что «плохо лежит». Его дом завален неиспользуемым барахлом. При переезде в другой дом со Шкурником переезжают и коробки с барахлом. Есть лишь один способ заставить Шкурника избавиться от барахла – уговорить продать. Но задёшево барахло он не продаст.

Пример шкурной женщины – Коробочка из гоголевских «Мёртвых душ», которая думала, как бы не продешевить, хотела подороже продать «мёртвые души». Другой пример Шкурного персонажа – белка из мультфильма «Ледниковый период».

Понятие о собственности – представление о «вечном и неотъемлемом» праве человека на частную собственность – выросло из шкурного чувства жадности: «Моё! Не дам!». Шкурники – ярые собственники, рьяные апологеты частной собственности.

Свою супругу (или супруга) Шкурник тоже считает своей собственностью. Брак у Шкурников всегда по расчёту. Шкурники любят заключать брачный контракт. Для них брак – это сделка «ты – мне, я – тебе». При разводе Шкурник обязательно постарается выторговать побольше барахла.

Шкурники очень ревнивы. Ревность – тоже порождение жадности. Обоюдное ревнование называют со-ревнованием. Соревнование возникает, когда один ревнует других к объекту вожделения. Соревнуясь, ревнующий стремится опередить всех, раньше всех достигнуть вожделенной цели. Соревнующегося подстёгивает чувство алчности и вожделения.

Не следует полагать, что жадность, зависть, алчность – плохие чувства. Например, А.С. Пушкин полагал, что «Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду». Эту фразу поэт предположительно написал в 1831 г. (Впервые опубликовано П.В. Анненковым в собр. соч. 1855 г., т. I, стр. 288.)

Шкурников называют «душными» людьми. Про них говорят: «от жадности жабо душит».

Едят Шкурники мало, экономно, если за свой счёт, но за чужой едят жадно, до отвала. Их девиз: «Что не съем – то понадкусываю».

Из Шкурников выходят хорошие спекулянты и перекупщики. Это шустрые и расчётливые дельцы-бизнесмены, которые всё меряют на деньги и чутко реагируют на изменение конъюнктуры рынка. Их бог – Золотой телец. Они продажны и беспринципны. Ради выгоды Шкурники легко преступят законы и нормы морали.

Шкурники – люди корыстные. Шкурные интересы – это корыстные интересы. Шкурник во всём ищет выгоду. Он живёт согласно поговорке: «рыба ищет, где глубже, человек – где лучше». Он работает только в том случае, если видит прямую личную выгоду для себя. Что бы он ни делал, где бы ни служил, Шкурник всегда работает только для себя. Ради идеи, ради общества Шкурник работать не будет. На Шкурника «где сядешь – там и слезешь». Для него лучше применять сдельную оплата труда. При повременной оплате Шкурник будет работать «спустя рукава»: да и зачем вообще работать, если платят за само время, проведённое на работе?

Самая любимая у Шкурников должность в армии – это должность снабженца, интенданта. Во все времена, во всех странах, у всех народов снабженцы-интенданты воровали. Не зря говорят: «Кому – война, а кому – мать родная». Петр I говорил: «Всякого интенданта по прошествии трёх лет пребывания в должности можно пороть батогами не спрашивая. Будет за что!». Наполеон порядок в армии начинал наводить с расстрелов воров-интендантов. Генералиссимус Суворов говорил, что любого интенданта, прослужившего на одном месте два года, можно вешать без суда и следствия.

Другое чувство, связанное с ролью Шкурника, – это чувство недоверия, подозрительности, сомнения, скепсиса. Это чувство является отношением, обращённым от роли Шкурника к роли Хитреца ().

Шкурник – крайне недоверчив. Он, как Фома неверующий, пока не пощупает – не поверит.

Недоверчивость рождает манеру всё перепроверять. Шкурник никогда не спрашивает дорогу один раз. Он сначала выспросит дорогу у одного прохожего, а затем тут же начнёт спрашивать о том же у другого.

Недоверчивость и подозрительность порождает у Шкурников такую черту характера, как осторожность, осмотрительность, стремление «не лезть на рожон» без причины.

Жадность вкупе с недоверчивостью делает Шкурников запасливыми. Особенно любят они запасаться дармовыми или дешёвыми вещами. У них бывают многолетние запасы, а у настоящих Шкурников – и многодесятилетние запасы.

Есть люди, которых называют «жертвами рекламы». Они постоянно покупают рекламируемые товары. Шкурники не доверяют рекламе. Он полагают, что рекламируемые товары либо не соответствуют заявленным качествам, либо на них сильно завышена цена. Они считает рекламу заведомым обманом и никогда не покупают рекламируемые товары.

Подозрительность Шкурников проявляется в их стремлении везде и во всём видеть чьи-то происки. Именно они сеют отношения всеобщего недоверия и подозрительности, норовят устроить «охоту на ведьм».

Подозрительность и недоверчивость Шкурников может перевесить только их жадность. Чувство недоверия и подозрительности () всегда идёт вперемешку с чувством жадности и ревности (), благо оба эти чувства связаны с одной ролью Шкурника. Именно конфликт недоверчивости и жадности является источником рвачества у Шкурников.

Если Шкурники и дают деньги, то только в кредит, под проценты, только с выгодой, только под залог или другие гарантии. А под честное слово в долг они не дают. Никаким клятвам, обещаниям и заверениям они не верят. У них «снега зимой не выпросишь».

Да и самому Шкурнику лучше не давать денег в долг – он сделает всё, чтобы не отдавать деньги. Можно и вовсе потерять связь со шкурным приятелем, если дать ему в долг небольшую сумму денег – он под любыми предлогами перестанет с вами встречаться, лишь бы не отдавать деньги.

Поскольку Шкурники сами склонны к воровству, то они первыми замечают других воров – «рыбак рыбака видит издалека». Всех они подозревают в воровстве и рваческих устремлениях, ибо сами такие.

Роль подозрительного Шкурника – это роль сторожевой собаки, которая караулит барахло. Причём зачастую это роль «собаки на сене» – сама не ест и другим не даёт.

Подозрительность Шкурников делает их бдительными. Мимо шкурного сторожа, смотрителя или ревизора проскользнуть практически невозможно. Зато его можно подкупить. Это будет недёшево, но возможно. Девиз Шкурника: «Служа Отечеству, себя не забывай!»

Чувство недоверия называют ещё чувством скепсиса, чувством сомнения. Шкурники – это люди скептически настроенные, во всём сомневающиеся, ничего на веру не принимающие. Шкурники – это люди критического ума, это прагматики и реалисты.

Модная фраза, что «реальные люди сидят на изменах» (т. е. во всём сомневаются, ничему и никому не доверяют, всё проверяют и перепроверяют) – это ещё одна иллюстрация к черте характера Шкурника-реалиста. Чувство недоверия называют чувством реального.

Развитое чувство недоверия и подозрительности у Шкурников порождает склонность прятать и перепрятывать деньги и ценные вещи. «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать» – это про Шкурника. Бывает, что Шкурника по пьяни «пробьёт на измену», он деньги перепрячет, а, протрезвев, сам найти их не может.

Реализм, недоверчивость, расчётливость, деловая хватка – это то, что называют прагматизмом. Прагматизм – это шкурная черта. Поэтому роль Шкурника можно также называть ролью Прагматика.

Кроме жадности () и недоверчивости (), в шкурном закутке, в шкурном закоулке души живёт ещё чувство тревоги, озабоченности, обеспокоенности. Это чувство является отношением, обращённым от роли Шкурника к роли Простака ().

Чувство тревоги (озабоченности, обеспокоенности) в сильном проявлении называют состоянием «нервного взвода», нервного возбуждения, раздражённостью. Когда человек не хочет переходить в такое эмоциональное состояние, то он говорит: «Не нервируй, не раздражай меня!»

В состояние нервного возбуждения обычно переходит человек, который, глянув на часы, понял, что проспал, что опаздывает. Он резко вскакивает и начинает лихорадочно быстро собираться. Команда «тревога», которая звучит в армии, в пожарных частях, на пограничной заставе, как раз и призывает к этому нервно-лихорадочному состоянию. При этом тревожно завывает сирена, мигает мигалка. Это делается специально, чтобы усилить чувство тревоги, усилить нервное возбуждение.

Состояние нервного возбуждения обычно бывает у человека, вынужденного делать одновременно несколько спешных, срочных дел. В таком душевном состоянии белка из мультфильма «Ледниковый период» лихорадочно собирала рассыпавшиеся орехи. Такое душевное состояние бывает у матери, когда она, «вся на нервах», понукает своего ребёнка: «Давай! Давай! Шевелись быстрей! Мало времени!», чтобы отвести его в детский сад.

Чувство тревоги, озабоченности, обеспокоенности иногда называют стрессом. Стрессу постоянно подвержены жители крупных городов с высоким темпом жизни. Когда провинциал приезжает в крупный или столичный город, то ему кажется, что все вокруг него «бегут как лихорадочные».

Длительное пребывание на нервном взводе приводит к нервным срывам, истерикам, психозам. Когда человек сорвался, будучи на нервном взводе, ему говорят: «Ты чего психанул? Что, нервы шалят?»

Роль Шкурника – это роль ответственного за достижение результата в установленный срок. Из Шкурников выходят великолепные администраторы, управленцы, приказчики и бизнесмены. Они расторопны, недоверчивы, бдительны. Они успевают сделать дела в срок.

Начальника, который постоянно понукает: «Давай! Давай! Шевелись быстрей! Мало времени!», который требует от подчинённых достижения результата в установленный срок, называют требовательным руководителем. Такой «семь шкур спустит», но добьётся. Требовательность – это черта характера, порождаемая чувством озабоченности, тревоги ().

Шкурники внутренне собранные люди. Они не любят расхлябанности. По этой причине Шкурники не носят обувь без задников, без пяток. Предпочитают практичную одежду военного или спортивного покроя – функциональную и не сковывающую движений.

Шкурники великолепно умеют укладываться в нормативы. Часто жизнь Шкурника разбита на «технологические операции». Например, многие из них встают «по программе». От момента подъёма все движения отработаны до автоматизма – нет ни задержек, ни ожиданий, не тратится время на «раскачивание». Именно для того, чтобы так организовать жизнь, и созданы уставы в армии.

Чувство озабоченности называют чувством контроля, деловым настроением. Такое эмоциональное состояние Шкурника В.Высоцкий выразил строками:

Шкурники бдительны, ответственны, точны, подтянуты и дисциплинированны. Их называют «нахлёстанными». У них всё в поле зрения. У них всё под контролем. Они могут одновременно делать несколько дел. Шкурники всё помнят, ничего не забывают, а уж особенно – кто, кому, чего и сколько.

Шкурники – прекрасные рационализаторы и оптимизаторы. Они умеют достигать результат в срок с наименьшими усилиями. Они предельно спрямляют путь к цели, отбрасывают всё лишнее, всё не связанное с достижением результата. Только Шкурники действительно понимают, что сроки выполнения – это самое главное: «дорого яичко ко Христову дню».

Шкурников очень много в армии среди наёмников. Это профессиональные служаки. Они умеют укладываться в нормативы. Не надо ждать от них подвигов и героизма, но своё дело они хорошо знают и умеют делать. Шкурник – не Герой. Он с гранатой на танк не пойдёт, в штыковую атаку не побежит. Зато Шкурник возьмёт трофеи и не упустит случая помародёрствовать, пограбить.

Шкурник – это разбойник. А разбойники идут только на лёгкую и верную добычу. 40 разбойников никогда не нападут на 5 воинов. У воинов и взять особо нечего, да к тому же воины дадут отпор. Добыча разбойников не будет лёгкой. Шкурник не труслив, но расчётлив. Он недоверчив и не любит рисковать понапрасну. Риск ради риска нужен Герою, а Шкурнику такой риск не нужен.

Чтобы Шкурник мог проявить свои качества – быстроту, точность, деловую хватку, – ему надо предоставить такую возможность. Шкурнику надо предложить конкретную схему действий, которая давала бы ему немедленную, ощутимую выгоду. И когда «правила игры» будут определены (будут указаны цель и методы её достижения), Шкурник первым добьётся результата. Он усовершенствует методы, отбросит всё лишнее, всё не относящееся к достижению цели.

Жизнь Шкурника подобна спринтерской беговой дорожке, по которой он стремительно бежит и никуда не сворачивает. Для него не существует «непаханой целины» и «непроторённых дорог», зато он очень хорошо умеет схватить то, что само плывёт в руки. Свой шанс Шкурник не упустит.

Шкурники – это прагматики и реалисты, но их «реализм» зачастую выливается в ограниченность. Тут дело, видимо, в том, что нервная система – она хоть и отвечает за работу рассудка и поддерживает существующее дерево понятий, однако она НЕ занимается его развитием и перестройкой. Шкурникам трудно изменять и развивать свою понятийную систему. Оттого Шкурники – упрямые спорщики. Они спорят до хрипоты по любому поводу. Спор для них – это способ усвоения, но, усвоив ранее ими оспариваемое, будут утверждать, что именно это они раньше и имели в виду.

Шкурнику свойственно «зацикливаться» на одних и тех же идеях (идеях «фикс») и логически выстроенных схемах. Шкурнику трудно менять взгляды – для этого ему надо «сломать мозги». Переубедить Шкурника невозможно. Он будет яростно спорить, отстаивая свои устоявшиеся убеждения и логические схемы.

Шкурники не креативны. Они не порождают радикально новых идей, не создают новых теорий, зато они очень быстро могут довести уже созданную теорию до логической завершённости (логического абсурда). Шкурник в науке – это типичный учёный, который штампует статью за статьёй, диссертацию за диссертацией развивая и совершенствуя уже созданные теории.

Из-за нежелания изменять и развивать свою понятийную систему Шкурники обладают крайне ограниченным кругозором. Они потрясающе невежественны во всём, что выходит за пределы их конкретной деятельности. Фантазировать Шкурники не умеют и не хотят. Они предпочитают «синицу в руках», а «журавля в небе» они не только не видят, но даже и не желают смотреть в небо.

Шкурники – это люди трезвомыслящие и рациональные. Они не любят предисловий. Если Шкурнику начать объяснять ситуацию и мотивы, то он непременно перебьёт и спросит: «А к чему эти рассуждения?» Просто так, без цели Шкурник слушать не будет. Он интересуются только тем, что может быть конкретно, сиюминутно применено на практике с непосредственной пользой для него. Никакие общие знания, знания для общего развития, для расширения кругозора в Шкурника впихнуть нельзя.

Шкурники очень не любят всякую не рациональность в окружающем мире. Они очень не любят дарить цветы – их бесит бесполезность этой вещи. Купить цветы для Шкурника – значит выбросить деньги. Ботаникам давно пора на радость Шкурникам вывести съедобные цветы. Подарил женщине цветы, они постояли в вазе – и в салат или в суп.

Шкурники если дарят (не без труда, но бывает надо), то только полезные с их точки зрения вещи. Самим же Шкурникам лучше дарить деньги.

В отличие от Героя, который вообще не понимает, что в мире существуют законы и правила, Шкурник старается соблюдать законы. Он умеет пользоваться законами. Шкурник прагматичен. Он не лезет на рожон, не нарывается на неприятности без очень весомой на то причины. Но если Шкурник увидит свой интерес, то он отбросит любые условности, перешагнёт через любые законы.

Благодаря развитой нервной системе люди, с переизбытком шкурности, способны контролировать не только всё происходящее вокруг, но и самих себя, т. е. способны на самоконтроль. В частности, Шкурники могут контролировать себя во сне. Например, они могут просыпаться в назначенное себе время без будильника. Соответственно, люди с большим недостатком шкурности, люди с пониженной шкурностью – они плохо контролируют себя во сне. Например, вплоть до взрослых лет такие люди могут мочиться во время сна.

Развитая нервная система не позволяет Шкурникам расслабляться. Шкурники – это пьяницы так называемой «британской школы». Когда Шкурники пьянствуют, они хмелеют, но не «отрубаются», не засыпают внезапно. Шкурники не засыпают до тех пор, пока хоть немного не протрезвеют.

На Шкурников плохо действуют обезболивающие средства или действуют на очень короткое время. «Местный наркоз» обычной дозы почти не притупляет у них болевых ощущений. Поэтому Шкурникам даже простые операции (как лечение или удаление зубов) лучше делать под общим наркозом – когда полностью отключается механизм сборки образов в сознании.

Шкурники неравнодушны к ноющим, надсадно-скрипучим звукам, от которых пробирают мурашки по коже. Они либо обожают, «балдеют» и «тащатся» от такого тревожного, надсадного звучания (скрипучий металлический рок), либо не приемлют его (бор-машина).

Поскольку роль Шкурника связана отношениями с ролями Простака () и Хитреца (), то для Шкурников мир делится на «дураков и подлецов». Такими взглядами обладала мать героини романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?», которая всё хотела повыгоднее выдать дочь замуж.

Яркий пример Шкурника – Министр-администратор из пьесы Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо». Вот сцены с его участием.

Сцена 1:

Администратор (достает из кармана записную книжку и углубляется в какие-то вычисления… бормочет, углубившись в книжку):
Два фунта придворным, а четыре в уме… Три фунта королю, а полтора в уме. Фунт принцессе, а полфунта в уме. Итого в уме шесть фунтиков! За одно утро! Молодец. Умница.

Входит хозяйка. Администратор подмигивает ей.

Администратор:
Ровно в полночь!

Хозяйка:
Что в полночь?

Администратор:
Приходите к амбару. Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я привлекателен – чего же тут время терять? В полночь. У амбара. Жду. Не пожалеете.

Хозяйка:
Как вы смеете!

Администратор:
Да, дорогая моя, смею. Я и на принцессу, ха-ха, поглядываю многозначительно, но дурочка пока что ничего такого не понимает. Я своего не пропущу!

Хозяйка:
Вы сумасшедший?

Администратор:
Что вы, напротив! Я так нормален, что сам удивляюсь.

Хозяйка:
Ну, значит, вы просто негодяй.

Администратор:
Ах, дорогая, а кто хорош? Весь мир таков, что стесняться нечего. Сегодня, например, вижу: летит бабочка. Головка крошечная, безмозглая. Крыльями – бяк, бяк – дура дурой! Это зрелище на меня так подействовало, что я взял да украл у короля двести золотых. Чего тут стесняться, когда весь мир создан совершенно не на мой вкус. Береза – тупица, дуб – осел. Речка – идиотка. Облака – кретины. Люди – мошенники. Все! Даже грудные младенцы только об одном мечтают, как бы пожрать да поспать. Да ну его! Чего там в самом деле?

youtube.com/watch?v=lzkc3yMGihk

Сцена 2. Принцесса пообещала убить каждого, кто последует за ней. Король посылает к принцессе Министра-администратора.

Администратор:
Люди, люди, опомнитесь! Что вы делаете? Мы бросили дела, забыли сан и звание, поскакали в горы по чертовым мостам, по козьим дорожкам. Что нас довело до этого?

Дама:
Любовь!

Администратор:
Давайте, господа, говорить серьезно! Нет никакой любви на свете!

Трактирщик:
Есть!

Администратор:
Уж вам-то стыдно притворяться! Человек коммерческий, имеете свое дело.

Трактирщик:
И все же я берусь доказать, что любовь существует на свете!

Администратор:
Нет ее! Людям я не верю, я слишком хорошо их знаю, а сам ни разу не влюблялся. Следовательно, нет любви! Следовательно, меня посылают на смерть из-за выдумки, предрассудка, пустого места!

Король:
Не задерживайте меня, любезный. Не будьте эгоистом.

Администратор:
Ладно, ваше величество, я не буду, только послушайте меня. Когда контрабандист ползет через пропасть по жердочке или купец плывет в маленьком суденышке по Великому океану – это почтенно, это понятно. Люди деньги зарабатывают. А во имя чего, извините, мне голову терять? То, что вы называете любовью, – это немного неприлично, довольно смешно и очень приятно. При чем же тут смерть?

Дама:
Замолчите, презренный!

Администратор:
Ваше величество, не велите ей ругаться! Нечего, сударыня, нечего смотреть на меня так, будто вы и в самом деле думаете то, что говорите. Нечего, нечего! Все люди свиньи, только одни в этом признаются, а другие ломаются. Не я презренный, не я злодей, а все эти благородные страдальцы, странствующие проповедники, бродячие певцы, нищие музыканты, площадные болтуны. Я весь на виду, всякому понятно, чего я хочу. С каждого понемножку – и я уже не сержусь, веселею, успокаиваюсь, сижу себе да щелкаю на счетах. А эти раздуватели чувств, мучители душ человеческих – вот они воистину злодеи, убийцы не пойманные. Это они лгут, будто совесть существует в природе, уверяют, что сострадание прекрасно, восхваляют верность, учат доблести и толкают на смерть обманутых дурачков! Это они выдумали любовь. Нет её! Поверьте солидному, состоятельному мужчине!

В фильме М. Захарова «Обыкновенное чудо» роль Министра-администратора играет великий артист Андрей Миронов, но играет он эту роль неправильно – слишком много самовлюблённости и превосходства – а это качества другой роли. Шкурники не выпендриваются – они прагматики. Режиссёр М. Захаров неправильно прочитал пьесу.

Нет ни плохих, ни хороших ролей. У каждой роли своё назначение. Например, назначение роли Героя – найти, начать, открыть, и они находят, начинают, открывают, однако они не продолжают начатое, не завершают дел – скучно им это. Герои бросают начатое и увлекаются новым. Назначение роли Шкурника – это эффективная реализация на практике, воплощение в жизнь, достижение конкретного результата. Шкурник – реализатор.

В душе каждого человека есть шкурный закоулок, шкурный закуток. В каждом человеке есть шкурное начало. Каждому человеку известны шкурные чувства: зависть, тревога и недоверие. Другое дело, что в одних людях много шкурности, а в других её мало. Нехватка шкурности делает человека непрактичным, нерасторопным, несобранным, делает его раззявой и растяпой, делает неудачником в жизни.

Шкурное начало даёт человеку критическое мышление, даёт ему «чувство реального». Нехватка шкурности лишает ум человека скептичности и критицизма. Люди с недостаточностью шкурного начала легко подвергаются идеологической обработке, они легко «зомбируются» – верят в логичные, но не жизнеспособные идеи. У них нет чутья на обман. Их можно легко завлечь в секты, в финансовые пирамиды и прочие бизнес-авантюры. В них нет инженерного чутья – спроектированные ими механизмы не работают, сооружения рушатся, машины не ездят, самолеты не летают.

Если в характере человека мало шкурности, то ему недостаёт прагматизма и деловой хватки, у него нет бизнес-чутья. Людям, с недостатком шкурности в характере, категорически нельзя заниматься бизнесом – их сделки будут убыточны. Роль Шкурника должна быть как минимум одной из превалирующих ролей в характере бизнесмена.

Чтобы любое, даже очень хорошее дело, двигалось, надо превратить в его бизнес. Формула успеха такова: «Если ты можешь дать что-то этому миру, продай ему это». Энтузиазм необходим на начальном этапе, но на голом энтузиазме далеко не уедешь. Чтобы дело двигалось, оно должно приносить доход, давать выгоду, прибыль. Иначе дело заглохнет. Чтобы начать дело нужен Герой-энтузиаст, а чтобы продолжить дело, надо превратить его в бизнес, и тут нужен прагматичный Шкурник.

Говорят, что гений – это соединение таланта со способностью пробиваться. Способность пробиваться – это одно из проявлений шкурного прагматизма, шкурной хватки. Без шкурной способности пробиваться любой талант обречён быть вечным неудачником.

В Библии в книге Екклезиаста сказано:

В жизни очень важно уметь использовать подвернувшийся случай, важно не упустить свой шанс. Но никогда заранее нельзя угадать, когда он подвернётся, «ибо человек не знает своего времени». Только Шкурник готов ко встрече со своим шансом. Именно шкурность отвечает за способность человека вовремя схватить нужное ему.

Чтобы начать дело нужен Герой-энтузиаст, а чтобы продолжить дело, надо превратить его в успешное предприятие, и тут нужен прагматичный Шкурник. Энтузиазм необходим на начальном этапе, но на голом энтузиазме далеко не уедешь – Герой скоро остынет, дело ему наскучит. Чтобы дело двигалось, надо задействовать и эксплуатировать шкурное начало, которое есть у каждого человека.

Иначе говоря, чтобы любое, даже очень хорошее дело, двигалось, надо превратить его в коммерческое предприятие, в бизнес. Коммерциализация проекта – необходимое условие его успешности. Формула успеха такова: «Если ты можешь дать что-то этому миру, продай миру это». А ещё говорят: «Мечта сбудется, если превратится в бизнес-план».


Назад | Оглавление | Вперёд